27.12.2006

Лучше деньгами. Чего на самом деле стоят рождественские подарки



Зря потрачен каждый десятый доллар из $100 млрд, пущенных американцами на рождественские подарки в этом году. Россияне считают, что главное в подарке не цена, а креатив.

В нынешние рождественские каникулы около $100 млрд американцы потратят на подарки. Торговцы счастливы: за ноябрь — декабрь они получают до четверти годовой выручки и до 60% прибыли. “У людей нет выбора — они обязаны тратить”, — радуется Эллиот Браха, владелец ювелирной галереи в Нью-Йорке, где продаются изделия Swarovski. Ежегодный потребительский ажиотаж подстегивает розничные продажи и ВВП.

Но макроэкономистов это не радует — часть истраченной на подарки суммы они считают “разрушенной стоимостью”. Экономике было бы лучше, если бы люди дарили друг другу меньше подарков: многие из них не доставляют получателям удовлетворения, уверен Тайлер Коуэн, профессор George Mason University. “Экономист во мне говорит, что лучший подарок — это деньги”, — соглашается Алекс Табарок из Центра политической экономики.

Подарки — нерациональный обмен ресурсами, считает профессор Джоэль Вальдфогель из Wharton School of Business. Опросив в 2002 г. 1044 получателей подарков, Вальдфогель обнаружил, что в среднем их субъективная оценка стоимости подарка на 10% ниже затрат. Наименее эффективны подарки родственников жены или мужа — их оценка на 40% ниже затрат. А самые “выгодные” подарки делают друг другу близкие родственники — их субъективная стоимость на 10% выше затрат. Если бы на нынешнее Рождество все американцы дарили друг другу деньги, они бы получили больше на $10 млрд, делает вывод Вальдфогель.

Борис Грозовский

далее...

Ведомости