28.12.2006

Жив, глушилка. Глава Роспечати предположил, что стране еще может пригодиться система «глушилок» радио- и телесигналов



Глава Роспечати предположил, что стране еще может пригодиться система «глушилок» радио- и телесигналов, которой в советское время «забивали» запрещенные радиостанции. Аналитики говорят, что сейчас «глушилки» просто потеряли смысл: цензорам придется что-то делать с интернетом.

В среду в интервью «Эху Москвы» глава Роспечати Михаил Сеславинский заявил, что система «глушилок» радио- и телесигналов может быть использована российскими властями – «при определенных условиях». По его словам, эта система не работает почти 15 лет, поэтому находится в «тяжелом экономическом состоянии» – но цела, и ее необходимо поддерживать в законсервированном виде.

Тема «глушилок» возникла в ходе обсуждения ситуации с помехами во время вещания в России радио «Би-би-си». 22 декабря в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге прекратилось вещание радиостанции на средних волнах. Как сообщалось на официальном сайте корпорации, эта проблема носит чисто технический характер, но британская пресса писала о его политической подоплеке. Сеславинский подтвердил данные о технических неполадках. После чего вспомнил о старинном методе борьбы с инакомыслящими СМИ. Впрочем, как вышло со слов Сеславинского, российским властям система может понадобиться для совсем других целей.

По тому же принципу сейчас происходит глушение мобильных телефонов – сильный сигнал на частоте 800 МГц (частота работы GSM-операторов) «забивает» сигналы соты в определенном радиусе (для кустарных устройств он составляет примерно 30 метров).

«У всех стран есть планы на военный период времени, и если что-то происходит и необходимо создать какой-то вакуум с помощью радиоэлектронных средств, эта возможность должна существовать», – заявил он, добавив, что практика использования «глушилок» есть во многих странах, в частности, систему включают при проведении антитеррористических операций. «Если есть необходимость осуществлять вакуум в эфире, включаются электронные средства, и вы таким образом не можете пользоваться мобильным телефоном, слушать радио, смотреть телевизор», – пояснил он.

Правда, в случае восстановления «глушилок» ничто не помешает российским властям попытаться воздействовать и на определенные теле- и радиоканалы. Но об этом руководитель Роспечати упоминать не стал. Устройства, которым рассчитывает найти применение Роспечати, – это советские станции глушения и пеленгации.

Антенны высотой до 30 м, расставленные по эллипсу на территории примерно в квадратный километр, можно до сих увидеть на выезде из многих российских населенных пунктов. Есть они и в Москве.

Советская система глушения радиостанций работала на очень простом принципе: «забивание» частот вещания «голосов» более сильным сигналом, состоящим из шума. Радиосигнал системы глушения приходил с ближайшей радиовышки, поэтому он был сильнее, и за помехами вражеский «голос» было уже не различить. Для заглушки, например, передавали электронный шум, продуцируемый генераторами. Тот треск и гул, который издавали радиоприемники, в шутку называли джазом НКВД. Забивали сигнал и используя в качестве помехи передачи отечественных радиостанций или музыку.

Западные радиостанция «Голос Америки», радио «Свобода», радио «Би-би-си» тоже пускались на уловки: новостной блок повторялся несколько раз в сутки. В начале каждого часа сотрудники радиостанции делали паузы, делая вид, что частота не используется. Так, одна из запрещенных в те годы радиостанций – «Голос Америки» начала вещание на русском языке в 1947 году, а глушить ее перестали лишь спустя 30 лет, когда вышел приказ Министра связи СССР «О прекращении с 30 ноября 1988 года глушения зарубежных радиостанций, ведущих вещание на Советский Союз».

Как рассказал «Газете.Ru» эксперт Общероссийского общественного движения «За права человека» Евгений Ихлов, «чтобы слушать «голоса», приходилось идти на различные ухищрения. «Мой дед был радиолюбитель и сам усовершенствовал радиоприемник, чтобы он ловил на диапазоне 13, 16 и 19 м», – поделился он. Дело в том, что коротковолновые модели были в дефиците: с начала 1950 годов эфирных радиоприемников этого диапазона практическим не выпускали. «Еще хорошо ловилось в Подмосковье: все-таки глушилки не могли охватить всю территорию, и город лучше контролировался. Кроме того, многие слушали запрещенные радиостанции ночью: в ночные часы, несмотря на помехи, услышать, о чем вещает радиостанция, было проще», – заметил Ихлов. В наше время прибегать к глушилкам, чтобы заблокировать ту или иную информацию, глупо и бессмысленно, считает правозащитник, не говоря уже о том, что это прямое нарушение международных конвенций, которые заключила Россия.

«Радиостанции сейчас слушает очень мало людей. Те, кому интересна свободная независимая информация, могут найти ее в интернете», – заметил он.

Действительно, сейчас практически все радиостанции имеют вещание в интернете. А перекрыть «глушилкой» интернет уже не получится. Так что, чтобы заставить замолчать, к примеру, «Би-би-си», придется перекрыть доступ к интернету и как-то блокировать еще и спутниковое телевидение, что также невозможно при помощи старой системы.

Майк Габриелян, Алексей Паевский

Газета.RU