11.04.2007

Алишер Усманов вмешался в союз мультфирм. Предприниматель хочет вернуть Чебурашку родине, но за него дорого просят

Алишер Усманов
Гендиректор «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов хочет, чтобы правами на советских мультперсонажей распоряжалась российская компания
Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ
Гендиректор "Газпроминвестхолдинга" Алишер Усманов ведет переговоры о приобретении прав на мировой показ библиотеки советских мульфильмов у американской компании Films by Jove (FBJ). Господин Усманов планирует передать права одной из государственных компаний – либо ФГУП "Фильмофонд 'Союзмультфильм'", либо детскому каналу ВГТРК. Такое развитие событий положит конец многолетним спорам за эти права между FBJ и ФГУПом. Пока стороны не договорились по цене: их оценки библиотеки различаются как минимум в пять раз. Как рассказали Ъ владельцы Films by Jove – живущий в США актер Олег Видов (исполнитель главной роли в фильме "Всадник без головы") и его жена Джоанн Борстин, продать коллекцию их вынуждают претензии к FBJ ФГУП "Фильмофонд 'Союзмультфильм'" (см. справку). В сентябре 2006 года они написали открытое письмо Михаилу Фрадкову с просьбой разобраться в ситуации: "Через некоторое время нам позвонил Никита Михалков и попросил поговорить с потенциальным покупателем". Около двух месяцев назад господин Видов прилетел в Россию на переговоры. Источник, близкий к Олегу Видову, сообщил Ъ, что этим лицом является гендиректор "Газпроминвестхолдинга" Алишер Усманов. Господин Усманов вчера подтвердил Ъ, что сделал предложение FBJ о приобретении их анимационной библиотеки за $2-3 млн. "Я хочу передать ее либо 'Союзмультфильму', либо какому-либо детскому каналу",– заявил он.
По информации Ъ, он уже встречался с директором фильмофонда киностудии "Союзмультфильм" Эрнстом Рахимовым. Господин Рахимов вчера сказал, что пока не готов комментировать эту ситуацию.

В свою очередь, владельцы FBJ оценивают свою библиотеку в $10-20 млн, утвержадает близкий к переговорам источник. Госпожа Борстин сказала Ъ лишь, что речь идет о "семизначной сумме". Появление мецената, который выкупит у FBJ права на мировой прокат мультфильмов и вернет их российской компании, позволит разрешить многолетнее судебное разбирательство между FBJ и фильмофондом "Союзмультфильм". "С точки зрения патриотизма это будет, безусловно, правильно,– полагает коммерческий директор 'Феникс фильма' Эльдар Давлетханов.– Однако в любом случае организация или лицо, получившие эти права, будут их эксплуатировать. Поэтому их стоимость должна быть рыночной – роль FBJ в популяризации российской мультипликации в мире была не меньшей, чем самого 'Союзмультфильма'".

Эксперты считают, что если бы это была юридически чистая библиотека, то 80 часов советских мультфильмов могли бы стоить $10 млн. По мнению начальника отдела закупок "Амедиа" Михаила Бондаренко, владельцу прав основные доходы могут дать продажи на телеканалы – на основании данных журнала World Screen господин Бондаренко подсчитал, что премьерные показы мультфильмов максимально могут принести $5,5 млн. "Но на практике и $3 млн были бы очень хорошим результатом",– считает Михаил Бондаренко. Продажи DVD-прав в Великобритании и США (где около 200 тыс. и 1,5 млн русскоговорящих семей соответственно) дали бы еще около $2 млн. Таким образом, общий доход от премьерного использования прав мог бы составить около $5 млн без учета амортизации. Однако мультфильмы не новые, и они могут выручить только 30-50% от премьерной стоимости. "Таким образом, средняя двухгодичная стоимость прав составляет $1,5-2,5 млн. То есть до 2022 года, до которого FBJ принадлежат права, теоритически они могут заработать около $15 млн,– подсчитал господин Бондаренко.– Исходя из нормы прибыли в дистрибуторском бизнесе 15%, эту библиотеку целесообразно покупать не больше чем за $10-12 млн".

В то же время часть экспертов полагают, что идущие за библиотеку FBJ суды практически обесценивают ее. "В этом случае рыночная оценка не может действовать,– считает президент 'Амедиа' Александр Акопов.– Цена этой библиотеки равна сумме отступных, за которые одна сторона, в данном случае FBJ, согласится быстро прекратить свое участие в этом деле".

ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон; ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ, МАРИЯ Ъ-ЧЕРКАСОВА

Как делили Чебурашку

В 2003 году по указу президента от 2001 года "Союзмультфильм" был разделен на киностудию "Союзмультфильм" и ФГУП "Фильмофонд киностудии 'Союзмультфильм'", за которым и были закреплены все права на всю продукцию "Союзмультфильма" как в России, так и по всему миру. Вскоре выяснилось, что значительная часть анимационного наследия закреплена за американской компанией Films by Jove (FBJ). В 1992 году FBJ заключила десятилетний контракт (с правом его продления на 30 лет) на прокат за пределами СНГ 1259 фильмов длительностью 320 часов с арендным предприятием ОАО "Союзмультфильм" (оно арендовало эти права у "Союзмультфильма" до 1999 года). В 1994 российская компания продлила срок контракта до 30 лет, но за это попросила вернуть часть фильмов. Тогда в Россию вернулись "Ну, погоди!", "Трое из Простоквашино", "Бременские музыканты", "Котенок по имени Гав" и "Возвращение блудного попугая". Сейчас Films by Jove принадлежат права на 547 картин, то есть права дистрибуции на весь мир таких фильмов как "Чебурашка", "Аленький цветочек", "Снежная королева", "Конек-Горбунок", "Маугли", "Сказка о царе Салтане". ФГУП подало иск в американский суд, оспаривая права FBJ на оставшуюся у них часть фильмотеки. В Америке в ходе судебного разбирательства между ФГУП и FBJ суд подтвердил права американской компании. Но такой исход дела не устроил представителей фильмофонда "Союзмультфильм". Как рассказал корреспонденту Ъ адвокат ФГУП "Фильмофонд киностудии 'Союзмультфильм'" Алесандр Попенков, сейчас арендное предприятие не оспаривает договор между ОАО "Союзмультфильм" и FBJ (в таком случае пришлось бы возбуждать дело в Америке, как оговорено в контракте). "Мы оспариваем правоспособность арендного предприятия (ОАО "Союзмультфильм".– Ъ) продавать права на срок больший, чем они сами ими обладали",– объясняет Александр Попенков.

КоммерсантЪ