14.05.2007

Санкт-Петербург отказывается от наружной рекламы. Город больше не нуждается в доходах, которые она приносит



Санкт-Петербург больше не нуждается в доходах от наружной рекламы, - объявила в минувшую пятницу Валентина Матвиенко. О введении запрета на размещение крупногабаритной рекламы в центре Петербурга и демонтаже уже существующих конструкций госпожа Матвиенко уведомила участников рынка в Смольном, - сообщает ряд изданий. По мнению губернатора, Т-образные конструкции, суперсайты 5x12 м, брандмауэры на фасадах, перетяжки, юниполы (встроенные щиты 5x15 м) портят городскую среду. "Горожане возмущены засильем рекламы. Почему вы считаете, что можете устанавливать, что вздумается и где вздумается?", - задала она вопрос рекламистам.

Матвиенко пообещала, что в ближайшие месяцы будут демонтированы все рекламоносители на негородских территориях. По ее оценкам, в центре Петербурга около 1 тысячи рекламных конструкций, подлежащих демонтажу. Ранее единственной возможностью установить крупноформатные конструкции в центре Петербурга было договориться с собственником здания и получить санкцию городского комитета по градостроительству и архитектуре. Теперь власти лишают рекламный рынок этой возможности. Губернатор намерена снести рекламу из центра, а в перспективе и вообще из города убрать всю рекламу больше щитов 3х6 м. Да и на сами щиты власти могут прекратить выдавать разрешения: эти конструкции устарели, - пишут "Ведомости", ссылаясь на слова главы комитета по печати и взаимодействию со СМИ Аллы Маниловой.

Еще в апреле в Петербурге стартовала антирекламная кампания, поводом к которой послужило отсутствие у рекламистов разрешений, которые они обязаны получать по новому закону о рекламе (вступил в силу 1 июля прошлого года). Правда, "Коммерсант" напоминает также о поездке Владимира Путина по Петербургу 14 апреля, после которой президент заметил, что город "захламлен рекламой". Более 100 перетяжек и около 80 щитов, которые, с точки зрения властей, портили облик города уже демонтировано, а, между тем, по итогам прошедшего года реклама принесла городскому бюджету 812 миллионов рублей, что составляет 1% его доходной части.


Как сообщал "Коммерсант", с середины апреля в арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области поступило более 30 исков к курирующему местный рекламный рынок городскому комитету по печати, а также подведомственному ему ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР). Информация об этом появилась на сайте суда. Большинство исков было подано 2 мая: 26 из них поступили от компании "Постер", еще по 2 - от фирм "Реклама-центр" и PVG.


Начавшийся 17 апреля снос рекламоносителей задел крупнейших операторов, таких как "Постер", News Outdoor Russia, PVG, "Руан", "Талер" и "Реклама-центр". Алла Манилова утверждает, что компенсационных выплат пострадавшим предпринимателям, как это было при ликвидации "перетяжек" на Невском проспекте в 2004 году, на этот раз не будет. Президент Ассоциации операторов наружной рекламы СПб и генеральный директор ЗАО "Постер" Кирилл Опарин заявил, что его компания будет оспаривать решение губернатора в суде.


В отношении так называемой "крышевой" рекламы чиновники пока никаких запретительных мер вводить не планируют. Судьба крупногабаритной рекламы за пределами исторического центра станет предметом дальнейших дискуссий в рамках рабочей группы, к участию в которой приглашены и представители бизнеса. На прямой вопрос о дальнейшей судьбе поверхностей с рекламой ОАО "Газпром" Алла Манилова ответила, что чиновники будут бороться только с теми рекламоносителями, "которые уродуют облик города". "Национальные" бренды (такие как ОАО "Газпром"), по ее словам, могут получить индивидуальные права на размещение наружной рекламы в Петербурге. В качестве примера председатель комитета привела Амстердам, где подобными преференциями обладает, в частности, пивной бренд Heineken, - пишет "Деловой Петербург".


Чиновники и рекламисты решили создать рабочую группу, которая в течение месяца разработает порядок демонтажа и частичного возмещения убытков. Снесенные конструкции могут быть заменены скроллерами формата 2,5х3,6 м - это динамические конструкции, позволяющие показывать подряд несколько изображений, говорит Манилова. Руководитель петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол надеется, что рекламистам удастся убедить власти оставить крупный формат хотя бы на окраинах, где, как он считает, "они гармонично вписываются в городскую среду", - сообщают "Ведомости".


Как отмечает газета "Газета", некоторые представители рекламного рынка на условиях анонимности говорят о том, что за инициативой властей кроется намерение зачистить рекламный рынок, приготовив его к вторжению в город некоего крупного игрока. По некоторым данным, им может стать компания Gallery Media Group Ltd - второй по величине оператор рынка наружной рекламы в России.


Аналитики отмечают, что массовый снос "наружки" в Петербурге не приведет к росту цен на нее. "Наружная реклама начинает резко утрачивать свою эффективность по сравнению с другими медиа, ее привлекательность для рекламодателей упадет,- прогнозирует гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. - Поэтому роста цен, пропорционального объемам сноса, ожидать не следует: подорожание будет незначительным", - подчеркивает "Коммерсант". И добавляет, что по оценке исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", на долю крупноформатных носителей приходится 40-50% оборота питерского рынка "наружки". Реклама на негородских территориях собирает 10-20% объема рынка, перетяжки приносят около 10%. Таким образом, под сокращение попадают носители, которые дают отрасли 60-80% оборота. С учетом прогноза "ЭСПАР-Аналитик" на 2007 год, объем рынка должен был составить 125-130 миллионов долларов, получается, что в результате действий властей отрасль потеряет 75-104 миллионов долларов выручки.

Московская мэрия не планирует "никаких внезапных демонтажей" рекламоносителей, заверил председатель комитета рекламы, информации и оформления столицы Владимир Макаров. По его словам, в городе действует программа, по которой в 2005-2007 годах в центре будет демонтировано до 1000 щитов, - комментируют "Ведомости".


фото с сайта sights.ru