31.05.2007

Президент спасает молодежь от развлечений. Владимир Путин попенял российским телеканалам на увлечение импортом

увлечение импортом Президент России Владимир Путин обрушился с критикой на отечественные телеканалы. По его мнению, телевизионщики излишне увлекаются развлекательными зарубежными программами. Выводы президента были подкреплены исследованием Общественной палаты, согласно которому молодежь перестала воспринимать телевизор как источник информации, видя в нем чистое развлечение.

"На протяжении более чем 15 лет наша молодежь живет в условиях массированного культурного воздействия на нее суррогатов из-за рубежа", - заявил Владимир Путин, выступая на заседании совета по культуре и искусству при президенте. Недовольство Путина вызвало то, что российские телеканалы, по его словам, закупают телепродукцию для молодежи за рубежом, а она чаще всего является низкопробной. "Покупают на международном рынке абы что, только бы подешевле", - заявил президент.

Впрочем, к изоляции глава государства все же не призывает. "Конечно, мы должны понимать и воспринимать культуру других стран и уметь использовать ее лучшие образцы, - сказал Владимир Путин. - Мы всегда так и делаем, так и поступаем. Но прежде всего мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения происходило в благотворной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения". Президент напомнил, что в последнем его послании Федеральному собранию уделялось большое внимание сбережению культурной самобытности России и укреплению собственных культурно-нравственных ценностей. "Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самобытности и являются базой для консолидации общества", - подчеркнул глава государства.

Тема "молодежь и телевидение", похоже, не случайно взволновала президента. Месяц назад Общественная палата России провела исследование на тему, какие источники информации являются для детей и подростков самыми важными. «Результаты исследования самые удручающие", - рассказал корреспонденту «Газеты» член Общественной палаты, бывший директор детских программ ОРТ Александр Школьник. Самый главный вывод исследования - это то, что подростки перестали считать телевидение важным источником информации. Сегодня для них интересней получать информацию от сверстников, а также от родителей и учителей.

«Телевизор оттеснен в сферу досуга, хотя раньше это был важный источник информации, - добавляет руководитель исследования Сергей Цымбаленко, президент молодежного объединения ЮНПРЕСС. - Мы ведем проект уже 10 лет и анализируем те каналы, по которым подростки получают важную информацию». Думаю, результаты исследования взволновали президента, и он решил поднять этот вопрос на совете, говорит Александр Школьник.

Политика партии

Действительно, молодежь уже не воспринимает телевизор в качестве источника информации, соглашается заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Более того, молодые люди вообще уходят из состава аудитории эфирных каналов. Для удовольствия молодое поколение смотрит спутниковое телевидение, а за информацией идет в интернет.

"Власти, разумеется, небезразлично, какими именно источниками информации пользуется молодежь, которая составляет будущее страны", - говорит Макаркин. С другой стороны, отмечает политолог, в том, что молодежь не принимает телевизор всерьез, виновата сама власть, политика которой свела телевизионную информацию на уровень черно-белых схем.

Вернуть доверие молодых людей к теленовостям можно, если допустить на телевидении реальную конкуренцию мнений, уверен Алексей Макаркин. Однако в сложившихся условиях это малореально. "Скорее всего, дело ограничится запуском нескольких патриотических программ с участием прокремлевских молодежных организаций", - полагает политолог.

Все лучшее - детям

Вообще, каждый из шести федеральных телеканалов обязан в месяц посвящать детям и подросткам 10% эфирного времени. Это положение содержится в государственной лицензии телеканалов. «Однако этого не происходит, - замечает Александр Школьник, - в действительности телеканалы тратят на молодежь 2% вещания - это время, когда идут детские программы, а остальное время телеканалы показывают мультфильмы». «Фактически происходит блокирование юного населения, - считает президент ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко, - хотя потребность получать информацию через телевизор у молодежи есть».

Главная проблема сегодня у молодежного вещания даже не в финансировании, рассуждает Школьник. Финансовые возможности для производства собственного контента у телеканалов имеются. Вся проблема в кадрах. Сегодня нет в достаточном количестве людей, знающих детскую психологию, которые могли бы делать передачи на понятном подросткам языке. А Сергей Цымбаленко полагает, что нужно создавать качественную продукцию, которая просвещала бы молодежь. Необходимы и программы, где на экране происходил бы диалог между собеседниками, представляющими разные точки зрения. Искать все это Сергей Цымбаленко предлагает в регионах. «Там можно купить дешевле, чем за рубежом и доразвить передачу», - уверен он.

Телевизионщики уже готовы

Руководство федеральных телеканалов, между тем, утверждает, что доклад Общественной палаты дезинформировал президента. "Мы за рубежом ничего не покупаем, - заявил "Газете" гендиректор НТВ Владимир Кулистиков. - Вся продукция для молодежи у нас собственного производства. У нас есть детские программы, программы для подростков. Мы показываем мультфильмы для детей, кино».

Опора на собственные силы не спасает, полагает кинокритик Ирина Петровская. «Качество телевизионных программ - это проблема всего нашего телевидения, которое скатилось до уровня «ниже плинтуса», - рассказала она корреспонденту "Газеты". - Даже если мы сейчас займемся детским контентом и сделаем его качественным, то эти дети потом вырастут и войдут в зловонную жижу взрослого телевидения».

Однако указания президента у нас принято не обсуждать, а выполнять. Первым отрапортовал о готовности Первый канал, объявивший о начале масштабного вещания детского телевидения. Канал "Теленяня", рассчитанный на аудиторию от трех до восьми лет, с 1 апреля 2007 года вещает в тестовом режиме на кабельном телеканале «Триколор ТВ». На телеканале показывают круглосуточно мультфильмы (надо заметить, что не только отечественные), а также детские телепередачи, например «Дог-шоу. Я и моя собака», «В мире животных». Подробности перехода на широкое вещание "Теленяни" Первый канал пока не сообщает.

В России было уже как минимум две попытки запустить детское телевидение. Инициатива ВГТРК заглохла, так и не дав никаких всходов. Проект MTV Россия "НИК: Детское телевидение", возглавлять который было поручено директору "Ералаша" Борису Грачевскому, дошел до стадии конкурса за частоту. Однако 41 канал, на который претендовал "НИК", достался петербургскому телевидению. Одним из доводов конкурсной комиссии было то, что детское телевидение должно быть дотационным, проект же MTV предполагал коммерческий подход.

О чьих интересах забыло отечественное ТВ?

ЗУРАБ ЧАВЧАВАДЗЕ, член Общественного совета ЦФО:

О потребностях молодых, которым надо формироваться на иных позициях. Сейчас телепродукция просто пронизана духом общества потребления. Это катастрофа, ведь такой дух чужд нашим традициям. Сначала это навязывалось экономически, а теперь еще и потоком чуждого массового псевдоискусства.

Выход, слава богу, есть, и у русской культуры настолько глубокие корни, что есть откуда черпать. «Культура» что-то старается делать, но у этого канала не самый высокий рейтинг.

ГЕННАДИЙ ЯНАЕВ, бывший вице-президент СССР:

Об интересах простых людей. На пьедестал возносится киллер, убийца, а также бизнесмен, использующий для обогащения потрясающие формы и методы. Произошла переоценка ценностей. Если раньше труд, честность и нравственность были в эпицентре внимания, то сейчас идет просто безобразие. Пока правит доллар, ничего не изменится.

Даже те обозреватели, кто придерживался более или менее объективной точки зрения, сейчас полностью работают языком в направлении облизывания своих боссов и истинных хозяев.

ИРИНА ПЕТРОВСКАЯ, телекритик

Оно ни о чем не забыло. Наше ТВ намеренно не думает об интересах общества, а заботится об интересах массовой аудитории. И делает все, чтобы эта аудитория не превратилась в общество! Аудитории нужны зрелища, тогда как обществу - объективная информация о происходящем. А ТВ поставляет как раз зрелища.

ЛЕВ ПРЫГУНОВ, актер и художник:

Об актерах и о детях. Как не было у актера в советское время авторского права, так и сейчас нет. Правда, платить стали больше. Но если раньше я в главной роли в трехсерийном фильме снимался за 75 съемочных дней, то сейчас 12 серий за 10 дней снимают. Детских передач совсем мало, правда, мультики еще есть.

А вообще, отечественное ТВ я не люблю и смотрю только спорт и новости. От этих омерзительных ток-шоу просто тошнит. Правда, есть одно симпатичное - с Владимиром Молчановым и девушкой.

А вот о наших сериалах ничего плохого сказать не могу, потому что они дают возможность работать людям. К тому же есть замечательные сериалы, и народ их, как ни странно, смотрит.

КСЕНИЯ СОБЧАК, телеведущая:

У нас настолько многоканальное телевидение, что учтены практически все интересы. Есть разная телепродукция, но именно из-за этого и существует выбор. Документальные и художественные фильмы, сериалы, реалити- и ток-шоу, культурно-познавательные программы и развивающие - для детей. Полное разнообразие!

По-моему, на «Культуре» по утрам выходит программа «Азбука» для русских детей, которая как бы учит их английскому языку. Там слова говорят то по-русски, то по-английски и картинки показывают. Хотя... Вы меня натолкнули на мысль: для маленьких детей у нас, наверное, мало развивающих программ.

АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ, резидент Фонда защиты гласности:

ТВ разделило население на начальников и идиотов. Сегодня это основная телевизионная стратегия. Она сказывается как в насыщении рынка внутренней продукцией, так и в покупке соответствующей видеомакулатуры у наших дорогих соседей (я имею в виду американцев, англичан, ведь мы все - соседи по миру).

Иностранное кино у нас присутствует немного, но оно вполне профессионально, чего нельзя сказать о родных отечественных сериалах. С тех пор, как мне перестали быть интересны телевизионные новости, я телевизор смотрю редко.

Больше смотрю канал "Спорт", но и там велика мера пренебрежения к зрителю. Достаточно привести такой пример: финал Кубка России по футболу проводится в 14.00, когда в Москве 31 градус жары, и делается это по требованию ТВ. Так что прав Владимир Владимирович, когда выражает недовольство своим телевидением.

30.05.2007 / СВЕТЛАНА КАЗАНЦЕВА, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН

Газета