19.06.2007

Поезда пойдут со скидкой. РЖД повышают гибкость ценовой политики: монополия стремится на рынок low-cost-перевозок

«Российские железные дороги» выходят на рынок низкобюджетных перевозок. Монополия планирует запуск low-cost-поездов. По неофициальной информации, первый поезд, билеты на который будут продаваться по сниженным ценам, пойдет в Ульяновск. Партнером РЖД в проекте выступят компании «Аэроэкспресс» и «Трансмашхолдинг».

Как стало известно газете ВЗГЛЯД, «Российские железные дороги» планируют запуск в России low-cost-поездов. Билеты на такие поезда будут продаваться с существенной скидкой.

«О планах по запуску поездов сегмента low-cost газете ВЗГЛЯД сообщил высокопоставленный источник в РЖД» Как стало известно газете ВЗГЛЯД, «Российские железные дороги» планируют запуск в России low-cost-поездов. Билеты на такие поезда будут продаваться с существенной скидкой. Сейчас РЖД не имеют права устанавливать тарифы на пассажирские перевозки в обход Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Чтобы решить вопрос с поездами-дискаунтерами, монополия создаст совместное предприятие с частным перевозчиком ООО «Аэроэкспресс», который сам устанавливает цены на перевозки. В РЖД говорят, что этот шаг продиктован необходимостью освоения рынка low-cost-перевозок, «где нужно быстро оперировать тарифами». Оценить дисконт, с которым будут продаваться билеты на low-cost-поезда, представитель монополии отказался.

О планах по запуску поездов сегмента low-cost газете ВЗГЛЯД сообщил высокопоставленный источник в «Российских железных дорогах». По его словам, это необходимо для освоения перспективного рынка. «Нам нужно оперативно и более гибко работать с тарифами, а решения ФСТ заставляют себя ждать», – отмечает источник. Чтобы обойти бюрократические препоны, монополия решила создать совместное предприятие с ООО «Аэроэкспресс». Эта компания, как частный перевозчик, может самостоятельно устанавливать цены на пассажирские перевозки. Таким образом, в рамках СП «Российские железные дороги» смогут не ждать решения ФСТ и устанавливать цены в сегменте низкобюджетных перевозок на определенных маршрутах.

«Мы осваиваем рынок low-cost-поездов и собираемся снизить цены на некоторые поездки, привлекая таким образом больше пассажиров, – отмечает источник. – Большие объемы перевозок увеличат прибыль».

Пробным направлением, на котором пойдут первые дешевые поезда, станет участок Ульяновск – Пенза – Саратов – Астрахань. «Сначала будет один поезд, вероятно, в Ульяновск», – уверен эксперт.

«Уже есть совместное решение, с которым мы хотим выйти в МЭРТ, Минтранс, ФСТ, – говорит источник. – РЖД не могут устанавливать тарифы, а наши будущие партнеры могут». По словам эксперта, речь идет о создании «совместного образования, которое не регулируется государством». «Пока у нас есть проект, наброски с описанием целесообразности, но через две недели он будет полностью готов», – констатирует специалист.

У совместного предприятия будет и другая задача. «Важно снизить риски, – поясняет источник. – Нам и им тяжело потянуть какой-то поезд, а разделив издержки на двоих, было бы проще и быстрее выйти на рынок». Форма собственности будущего СП пока не определена. «Ценовую политику будем устанавливать вместе, соотношение долей мы еще не определили – это вопрос договоренности, как и распределение прибыли, – говорит он. – Но во главе, безусловно, будут стоять РЖД».

По его словам, в СП «Аэроэкспресс» будет участвовать в реконструкции и модернизации вагонов. Подвижной состав поставит компания «Трансмашхолдинг». «РЖД будут участвовать менеджментом», – отмечает источник газеты ВЗГЛЯД. «Они (ООО «Аэроэкспресс». – Ред.) будут работать и с субъектами Федерации с нашим участием и некоторое управление тоже будут осуществлять», – поясняет источник.

Гендиректор «Аэроэкспресса» Владимир Петров заявил газете ВЗГЛЯД, что «не слышал о проекте с РЖД». «Инициатива могла обсуждаться на уровне председателя совета директоров», – уточнил топ-менеджер. Источник в Трансмашхолдинге тоже отметил, что не знает о проекте low-cost-поездов, но «при необходимости компания готова осуществить поставки в срок».

Аналитик ИК «Тройка Диалог» Владимир Сергиевский считает, что в целом low-cost-поезда не пользуются особой популярностью. «А участок, на котором хотят начать работу «Аэроэкспресс» и РЖД, – региональный и непростой, – отмечает он. – Если бы они опробовали механизм на маршруте, ведущем на юг, как очень востребованном сейчас, это было бы интересно». По мнению эксперта, «затея в масштабах РЖД очень маленькая, пробная, говорить о ее влиянии на рынок пока нецелесообразно». // Георгий Воронков

Взгляд