03.07.2007

В тесноте, да не в обиде. В России появятся низкобюджетные поезда



Ожидается, что проезд в них будет стоить на 20 процентов дешевле, чем в плацкартных вагонах. За счет чего будет формироваться цена на такие поезда, рассказал газете "Ведомости" гендиректор федеральной пассажирской дирекции РЖД Валерий Шатаев. Во-первых, по примеру авиакомпаний железнодорожники уберут наценки за комфорт, равно как и его атрибуты - в дешевых вагонах не будет ковриков, занавесок, биотуалетов и т.п. Во-вторых, рассматриваются более масштабные возможности экономии. Планируется создавать более дешевые по обслуживанию и затратам составы - как сообщил "Ведомостям" представитель "Трансмашхолдинга" Анатолий Мещеряков, сегодня каждый вагон оснащен автономной системой энерговодоснабжения. Если ее убрать, то стоимость вагонов будет ниже. Такие вагоны идеальны для поездов постоянного формирования, в которых функция "снабженца" возложена на один вагон. Возможен выпуск недорогих летних вагонов - без обогрева при низких температурах. Также экономия возможна за счет увеличения лежачих мест в купе - с четырех до шести, а на близкие расстояния можно запускать и более дешевые поезда с сидячими местами.

С июня РЖД проводит эксперимент, результаты которого покажут, насколько востребованы населением низкобюджетные поезда. Уже сейчас по ста направлениям внутри России ходят составы, сформированные из устаревших вагонов. Результаты эксперимента лягут в основу предложений РЖД в федеральную тарифную службу.

Задача введения low-cost поездов - не получить прибыль, а сократить убытки, ведь по результатам прошлого года пассажирские перевозки принесли РЖД 24, 5 миллиардов рублей убытков.


Ожидается, что стоимость проезда в поездах-дискаунтерах будет дешевле плацкарта примерно на 20 процентов, зато ежегодный прирост пассажиров может составить 5-7 процентов (сейчас он составляет лишь 2 процента). При этом, по оценке Шатаева, около 20 миллионов жителей страны не могут себе позволить приобрести даже билет в плацкартном вагоне стоимостью 500-800 рублей, не говоря уже о билетах в купейные вагоны.

По оценке директора департамента компании ФБК Игоря Николаева, затраты на реализацию проекта составят 25, 6 миллиардов рублей с учетом ориентировочно цены вагона 12,8 миллиона рублей. Он полагает, что востребованными поезда-дискаунтеры будут прежде всего на коротких маршрутах - например Москва- Нижний Новгород, Москва- Самара, Москва- Санкт-Петербург и т.д. как раз на этих направлениях РЖД может составить конкуренцию авиаперевозчикам.


низкобюджетный поезд