11.07.2007

Батарейка на миллион. Правительство Москвы приценивается к электромобилям

Правительство Москвы намеревается закупить в этом году 8 грузовых малотоннажных электромобилей и 2 электробуса. На приобретение этого «экологически чистого транспорта» выделено 40 млн. рублей. Если машины выдержат испытания на полигоне, на них будут развозить почту и школьные обеды. Впрочем, эксперты убеждены, что экологию столицы электромобили не спасут.

Столичные власти не первый год пытаются бороться с обилием вредных выбросов в воздух, 83% из которых приходится на автомобили. Еще в марте мэр Юрий Лужков сообщил, что в скором будущем в Москве построят сеть электрозаправочных станций. Градоначальник подчеркнул: введение электромобилей в Москве – не эксперимент. По его убеждению, нужно «перевести эту работу в практическую плоскость».

Первым шагом в этом направлении стало подписание на днях распоряжения о закупке и проведении опытной эксплуатации восьми грузовых и двух пассажирских машин. Обойдутся они городской казне в 40 млн. рублей. В департаменте транспорта и связи Москвы «НИ» пояснили: закупка машин начнет проводиться на конкурсной основе, и пока нельзя сказать, будут это автомобили российского или зарубежного производства. Что касается применения таких авто в городском хозяйстве, сейчас рассматриваются несколько вариантов – от перевозки почты до доставки питания в школы.

Экспертов смущает многое: и цена закупаемых «машинок», и их эффективность. Ведущий сотрудник Института энергетических исследований РАН доктор экономических наук Эдуард Ашхотов подсчитал: для замены всего 5% московского автопарка на электромобили понадобятся 150 тыс. тонн «батареек», а это целая новая индустрия и, значит, новые массовые промышленные отходы. Причем, не чего-нибудь, а свинца – вещества 2-го класса опасности, которое, попадая в воду, моментально превращается в опасное вещество 1-го класса. Кроме того, по словам эксперта, эффективность 1 литра сжигаемого бензина равноценна использованию 20 кг аккумулятора. Получается, что бензобак в полсотни литров надо заменить на «батарейку» весом в 1 тонну.

Воздавая должное машинам «на батарейках», специалисты считают более перспективным вариантом решения проблемы чистоты воздуха поиск новых способов экономии автомобильного горючего. В США сейчас готовится закон, ограничивающий средний расход горючего на уровне 8 литров на 100 км для легковых машин и 9 литров для пикапов. Сейчас эти значения выше на полтора-два литра. Добиться такого снижения можно за счет уменьшения веса автомобилей, применяя вместо металла и оконного стекла пластик. Все больше автомобильных концернов оснащают свои машины коробками передач с количеством ступеней от 5 до 8 – и бензин расходуется экономичнее, и выхлопов меньше. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что через 10 лет экологический аспект в области автомобилестроения исчезнет, поскольку всемирный автопарк перейдет на водород и биотопливо.

Но пока приходится довольствоваться электромобилями. Пусть и в ограниченном количестве.

СВЕТЛАНА КАМЫШИНА

Новые Известия