23.07.2007

Художники в целлофане отмечают юбилей Art*o*mat



"Артомату" исполняется 10 лет! По этому поводу 18 августа намечается грандиозная вечеринка! Вы не рады? Хм, наверное, вы не знаете, что такое "Артомат". Да и откуда нам с вами об этом знать, если "Артоматов" на Земле работает всего 82 штуки, и почти все они — в США. Но всё-таки мы разузнали про них всё необходимое и выяснили, например, что изначально они торговали сигаретами.

Автоматы по продаже табачных изделий в Америке в начале 1990-х были запрещены по одной простой причине — чтобы сигареты в них не могли покупать дети до 18 лет. Таких машин в Штатах на тот момент было великое множество, и зачастую хозяева аппаратов просто выключили их, оставив на своих местах.

И вот однажды в 1997 году художник по имени Кларк Виттингтон (Clark Whittington) собрался показать своё искусство в городке с "сигаретным" названием Уинстон-Сейлем (Winston-Salem), что в Северной Каролине. Сделать это он решил на персональной выставке в местном кафе (Mary's Of Course Cafe). Тут-то ему в глаза и бросилась запрещённая "папиросная машина". Виттингтон вдруг вспомнил своего приятеля, который бурно реагировал на шуршащий целлофан: если кто-то рядом распаковывал что-то съестное, друг художника терял над собой контроль и стремился вмиг заполучить то же самое.

Вот поэтому автоматы по продаже сигарет (Cigarette vending machine) и запретили во многих странах. Снимок сделан в апреле 1953 года в Амстердаме (фото De Tijd/IISG/AHF).

Вот поэтому автоматы по продаже сигарет (Cigarette vending machine) и запретили во многих странах. Снимок сделан в апреле 1953 года в Амстердаме (фото De Tijd/IISG/AHF).

Сопоставив с этим фактом неработающий автомат, Кларк обратился к хозяйке кафе Синтии Джилс (Cynthia Giles)с просьбой попользоваться машиной. Та разрешила, и художник развесил по стенам 12 картин, а рядом установил автомат, который продавал чёрно-белые фотографии Виттингтона по доллару за штуку.

Таким образом, в июне 1997-го заработал первый "Артомат" (Art-o-mat), которому сам создатель ни за что не дал бы 10 лет жизни — Кларк пообещал Синтии демонтировать машину в июле того же года. Но когда пришёл срок, хозяйка заведения сказала, что полюбила автомат, и выразила желание оставить его на том же месте на постоянной основе.

И Виттингтон, и его первый Art-o-mat по-прежнему участвуют в проекте. Справа, по-видимому, хозяйка кафе Синтия Джилс (фото с сайта wikimedia.org).

И Виттингтон, и его первый Art-o-mat по-прежнему участвуют в проекте. Справа, по-видимому, хозяйка кафе Синтия Джилс (фото с сайта wikimedia.org).
Виттингтон в принципе не возражал, однако отдавал себе отчёт, что в одиночку "накормить" машину своими работами не сможет. К счастью, Джилс познакомила Кларка с другими, известными ей мастерами ИЗО, и они все вместе сколотили организацию, получившую название "Художники в целлофане" (Artists in Cellophane — A.I.C.). Благодаря им первый "Артомат" в кафе всё ещё работает.

Своей миссией A.I.C. провозгласила поощрение "потребления" искусства путём объединения его мира с миром торговли "в инновационной форме". В общем, "Художники в целлофане" заявили, что искусство должно быть прогрессивным, но при этом всё же персонализированным и доступным. И признались, что торговый автомат для достижения означенных целей подходит как нельзя лучше.

На сегодняшний день проект Art-o-mat объединяет около 400 "художников в целлофане" из 10 стран. И если вы хотите стать одним из них, придётся принять строгие руководящие принципы, любое отклонение от которых не обещает ничего хорошего.

Art-o-mat — торговая марка, зарегистрированная в США, Канаде и Европе (фото с сайта artomat.org).

Art-o-mat — торговая марка, зарегистрированная в США, Канаде и Европе (фото с сайта artomat.org).

Прежде всего, нужно придумать оригинальную работу и, при всём желании, отказаться от идеи её массового производства — принимается только штучный товар, который, впрочем, вы способны вручную воспроизвести в небольшом количестве.

Затем необходимо изготовить полностью готовый ко всему опытный образец — "отражение вас и вашего искусства" – и, сопроводив кратким описанием, выслать его для ознакомления "Художникам в целлофане". Также надо распечатать и заполнить форму (PDF-документ), и отправить её тоже.

"Артомат" во многом напоминает <a href="http://www.membrana.ru/articles/business/2007/05/29/144100.html">этот проект</a>, но и отличий — масса (фото со страницы beancounters.blogs.com).

"Артомат" во многом напоминает этот проект, но и отличий — масса (фото со страницы beancounters.blogs.com).

Очень важный момент — размеры вашего образца не должны выходить за стандартные габариты 54 x 82 x 21 мм, продиктованные, как вы понимаете, спецификой "папиросных машин", настроенных на продажу сигаретных пачек.

A.I.C. подсказывает: большинство "двухмерных" художников (живописцы, например) берёт за основу деревянные блоки, в то время как большинство 3D-художников (скульпторы, ювелиры и так далее) укладывают свои работы в "фирменные" коробки "Художников в целлофане".

В "Артоматах" можно за копейки купить очень симпатичные вещицы, причём, что важно, непосредственно у автора (фото с сайта artomat.org).

В "Артоматах" можно за копейки купить очень симпатичные вещицы, причём, что важно, непосредственно у автора (фото с сайта artomat.org).

Шаблон такой "официальной" коробки можно взять на сайте организации (PDF-документ), распечатать и склеить. Или же приобрести 50 не склеенных коробок (белых, коричневых) непосредственно у A.I.C. за $15, или купить столько же "предсклеенных" за $20. Полсотни фанерных блоков коричневого цвета обойдутся в $25.

Продающиеся заготовки — коробки и дощечки (фото с сайта artomat.org).

Продающиеся заготовки — коробки и дощечки (фото с сайта artomat.org).

Если ваш образец художникам не понравится, они его вам не вернут, но и сами использовать не станут. Это может произойти в случае, если вы нарушили правила и применили в работе магниты, воздушные шарики или нечто, содержащее арахис. "Пожалуйста, используйте здравый смысл и не создавайте работу с материалами, которые являются потенциально опасными", — просит A.I.C., добавляя, что коробки желательно маркировать. К примеру, указывать "Маленькие части — не для детей".

Если же ваш опытный образец будет принят, то A.I.C. пришлёт уведомление, чтобы вы начали мелкосерийное производство: минимальный тираж 50 экземпляров. Готовую партию вы отправляете "Художникам в целлофане", они через некоторое время (возможно даже, что через несколько месяцев) ответят вам, в каком городе и машине работы будут продаваться.

Можно договориться с "Художниками в целлофане" и установить Art*o*mat (один из официальных вариантов написания) у себя в кафе, магазине или музее. Информация о таком "хостинге" <a href="http://www.artomat.org/hosting.html">здесь</a> (фото с сайта artomat.org).

Можно договориться с "Художниками в целлофане" и установить Art*o*mat (один из официальных вариантов написания) у себя в кафе, магазине или музее. Информация о таком "хостинге" здесь (фото с сайта artomat.org).

Самая распространённая цена на одну работу — 5 баксов (максимум вроде $7). Вы, как художник, получаете половину (деньги перечисляются авторам раз в квартал). Остальное делят между собой участники проекта, плюс какая-то часть идёт на благотворительность.

Местоположения "Артоматов" показаны здесь. Как видим, по одному автомату имеют Великобритания, Канада и Австрия. Имена художников выложены тут. Кликнув на фамилии, вы увидите продающиеся работы.

И, представьте себе, эта система работает целое десятилетие, причём её создатели утверждают, что "дико успешно". Поздравляем! Всё ж лучше, чем сигареты детям продавать.

MEMBRANA.RU