23.07.2007

Чичваркин стал бестселлером



Чичваркин стал бестселлером Книга "Чичваркин е…гений", написанная журналистом Максимом Котиным об эпатажном хозяине крупнейшего в России ретейлера мобильных телефонов с оборотом $2,6 млрд компании "Евросеть" вышла в лидеры продаж раздела "бизнес-книги" в интренет-магазине Ozon.ru а также книжных магазинах Москвы.

Как заявлено в аннотации к книге, автор книги, бывший журналист делового еженедельника "Секрет фирмы", наблюдал за Евгением Чичваркиным несколько месяцев. Летал вместе с ним в Норильск с инспекцией по торговым точкам. Присутствовал на переговорах с компанией Samsung, на которых бывшие соперники стали союзниками. Участвовал в съемках телешоу и посещал центр дезинфекции, где общался с лицами без определенного места жительства.

Ведя рассказ от первого лица, Максим Котин рассказывает историю становления "Евросети", успехи которой стали возможными благодаря неординарному мышлению ее создателя, известного скандалиста и грубияна. Красочный портрет героя, яркие названия глав книги, а также живой язык повествования позволили тиражу не залежаться на полках книжных магазинах.

Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании "Евросеть", высоко оценив работу журналиста, заявил, однако, Sostav.ru, что книга вышла несвоевременно и в ней отсутствуют правки, которые нужно было внести.


 

Максим Котин, автор книги, ответил на вопросы Sostav.ru

Чем обусловлена, по-вашему мнению, популярность книги среди читателей?

Ну во-первых, пока книга популярна лишь на коротком отрезке времени.
Посмотрим, что будет дальше. Если же расценивать даже текущие продажи как успех, причин как мне кажется много. Рост интереса к бизнесу в целом (посмотрите, сколько за прошлый год появилось на ТВ проектов, посвященных миру бизнеса). Отсутствие достаточно предложения при этом сформировавшемся спросе - хорошо написанных книг о бизнесе катастрофически мало, а уж сделанных на русском материале и подавно (по сути книга о Чичваркине - первая российская бизнес-биография, которую, надеюсь, можно было бы поставить в ряд биографий Уолтона, Брэнсона, Делл и пр, хотя она в этом ряду и будет выделяться). Если брать шире - неразвитость в России рынка журналистского нон-фикшн. На западе многие бестселлеры пишутся журналистами. Многие книги когда-то были статьями, то есть выросли из этих статей. Так, например, знаменитая "Эффект Уолмарт", написанная главным редактором "Фасткампани", выросла из одной заметки для этого знаменитого журнала... Ну и не в последнюю очередь - личность героя. Евгений Чичваркин на сегодняшний день - самый необычный, яркий, неоднозначный, в меру скандальный бизнесмен "поколения трех нулей", которое создавало капитал в 2000-х годах, когда госсобственность уже была приватизирована и оптимизирована.

Кто основной читатель вашего произведения? Могли бы нарисовать его усредненный портрет?

Наши главные читатели - естественно, люди, интересующиеся бизнесом. Сами предприниматели и управленцы. И думаю, что книга должна быть интересна как крупным бизнесменам, про которых мы читаем каждый день в "Ведомостях", так и малому бизнесу. Первым интересно узнать про жизнь таких же, как они. Вторым интересно узнать про людей, на которых можно равняться. Но я надеюсь, что книжка будет интересна и тем, кто не является традиционным читателем бизнес-литературы, поскольку это все-таки не совсем обычная бизнес книжка. Это жизнеописание нашего современника, который в чем-то является типичным представителем предпринимательского цеха. Думаю, его история интересна всем, кто хочет знать, в каком мире он живет и что происходит вокруг.

Какое соотношение в книге занимает миф и реальность?

Каким мифоскопом будем измерять? То, что один назовет реальностью - для другого миф. Для другого миф - реальность. Спорить можно бесконечно. На факультете журналистики первокурсников учат: факт - это лишь отображение реальности, но не сама реальность. И от этого никуда не денешься. Могу лишь сказать, что сознательной попытки исказить "действительность" и создать какой-то миф ни у кого не было - ни у меня, ни у издателей, ни, я надеюсь, у нашего героя.

Кто будет следующим героем вашей книги?

Пока сказать не могу. Знаю только, что следующая книга точно будет журналистской. Я убежден, что за журналистским нон-фикшн - будущее.
Налицо некоторая инфляция впечатлений - в кино и книгах уже столько всего навыдумывано, что человека трудно чем-нибудь удивить. Приходится все время повышать градус удивительности. Но у этого процесса есть же пределы. Голливуд на полной скорости летит в жесточайший сюжетный кризис "неудивительности". В художественной литературе, на мой взгляд, он уже давно наступил. Проблема в том, что впечатления уже почти совсем обесценены. Вернуть им ценнность можно, если обратиться к документальному. Одно дело, когда белый дом рушится в боевике с Брюсом Уилисом, совсем другое - когда рушится небоскреб в новостях. Упаси господи от таких сюжетов, конечно. Надеюсь, получится написать про что-то более позитивное и созидательное.

Александр Кленин, Sostav.ru