27.07.2007

Коктейли понижают градус. Кризис на треть сократил рынок слабоалкогольных напитков



Возникший в середине 1990-х рынок слабоалкогольных напитков (САН) поначалу прибавлял 20-30% в год. В прошлом году темпы роста едва превысили 3%, а нынешний стал настоящим испытанием для производителей.

Введение единой ставки акциза на спирт поставило отрасль на грань разорения. По прогнозам участников рынка, рынок САН в текущем году снизится на 30% по сравнению с 2006 годом.

По итогам прошлого года рынок слабоалкогольных напитков оценивался в 51,1 млн декалитров, или $1,3 млрд. При этом около 60% продукции приходилось на дешевые коктейли. Российский рынок САН занимал вторую позицию в мире, уступая по объемам только рынку США.

Однако 2007 год запомнится производителям слабого алкоголя надолго: с введением для производителей алкогольной продукции единого акциза в размере 162 руб. за литр безводного спирта на рынке САН произошла катастрофа- большинство заводов встало. Дело в том, что до 2007 года в России действовала дифференцированная ставка акциза на алкоголь, и производители САН платили 83 руб. за литр безводного спирта, тогда как производители водки- 159 руб. Повышение акциза на спирт в наибольшей степени затронуло продукцию низкого ценового сегмента и частично среднего ценового сегмента. Цены на пол-литровую банку коктейля выросли в среднем на 10-12 руб., и в итоге стоимость среднеценового напитка поднялась до стоимости премиального.

Первые месяцы 2007 года, по словам участников рынка, почти все заводы простаивали, а дистрибуторы перестали работать со слабоалкогольными коктейлями. К примеру, в январе-феврале 2007 года было произведено 2,15 млн декалитров слабоалкогольных коктейлей, или 38% от объемов производства января-февраля 2006 года. В марте объем производства снизился на 42,9% по сравнению с мартом прошлого года.

Рынок сильно изменился качественно и количественно, говорит директор по маркетингу компании "Мегапак" Дмитрий Ченцов. В то же время объемы продаж упали несколько меньше, чем снизились объемы производства, за счет запасов, созданных компаниями в конце 2006 года.

Директор по развитию и маркетингу "ОСТ-аква" Александр Анфиногенов отмечает, что ежегодно в январе-феврале рынок САН замирает и начинает оживать с середины марта. "В I квартале этого года традиционное сезонное снижение рынка совпало с повышением акциза, но во II квартале уже отмечается подъем рынка",- добавляет он.

Оценивая итоги деятельности отрасли в первом полугодии, участники говорят, что цены на коктейли выросли с начала года на 30-40%, и примерно на столько же рынок упал в натуральном выражении. "Что касается снижения рынка в денежном отношении, то у каждого производителя он будет свой, но в целом отрасль потеряла не менее 45% прибыли в связи с падением производства и с тем, что многие производители вынуждены были снизить свою рентабельность",- говорит директор по маркетингу группы компаний "Русский алкоголь" Игорь Букатов.

Уменьшение продаж в основном коснулось продукции низкого ценового сегмента, в среднем и премиальном ценовых сегментах продажи напитков снизились незначительно, говорит Александр Анфиногенов. "Если бы не вывод новых коктейлей на основе пива и вина, рынок слабоалкогольных напитков мог бы упасть на 50-60% по сравнению с 2006 годом",- сказал эксперт.

С начала кризиса крупные производители САН еще балансировали на грани остановки производства. А вот многие региональные производители полностью прекратили выпуск продукции по причине нерентабельности производства и переключились на крепкий алкоголь.

Некоторые предприятия-производители САН были выставлены на продажу.

"Кризис привел к тому, что большинство игроков рынка вынуждено было пересмотреть свои отношения со слабым алкоголем",- говорит Игорь Букатов. Некоторые производители закрыли это направление, другие значительно повысили отпускные цены, что также сказалось на объеме продаж, а третьи активизировались на рынке высокомаржинальных продуктов, закрыв низкомаржинальное направление, поясняет он.

Вместе с сокращением рынка наблюдался и рост контрафактного производства САН. Если в прошлом году разница в доходе с производства нелегальной водки и нелегального коктейля была огромна, то после введения единого акциза на спирт она стала сопоставимой, отмечает Национальная ассоциация слабого алкоголя (НАСА).

До принятия единой ставки акциза на спирт рынок слабоалкогольных коктейлей был "легальнее" рынка водки, однако с начала 2007 года он стал таким же неконтролируемым, как и рынок водки.

В конце прошлого 2006 года, в преддверие кризиса, восемь участников рынка САН создали НАСА. До этого времени не было никакой общественной организации, лоббирующей и координирующей интересы производителей САН. В состав ассоциации вошли компании "Хэппилэнд", "Мегапак", "Марин экспресс", "Мастер-алко", "Русский алкоголь", группа предприятий ОСТ, "Веда" и "Очаково", на которых приходится около 80% рынка. Основной причиной создания ассоциации стали вступившие в июле 2006 года поправки в Налоговый кодекс, которые фиксировали с 1 января 2007 года единую ставку акциза на этиловый спирт. НАСА предложила налоговым органам ввести дифференцированную ставку акциза, по которой акциз для слабоалкогольной продукции был бы снижен до 90 руб. за литр либо снизить общую ставку на всю спиртосодержащую продукцию.

В результате напора производителей в мае этого года Госдума снизила для производителей слабоалкогольных напитков ставку акциза со 162 руб. до 110 руб. за литр безводного спирта. Также в мае в Госдуму был внесен проект поправок в закон "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции", согласно которому предлагалось вывести из-под действия Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) газированные спиртные напитки с содержанием спирта до 9%. В июле эти поправки были одобрены, что вселило производителям осторожный оптимизм.

В начале года эксперты рынка прогнозировали, что, если ставка акциза на САН не будет снижена, то производство коктейлей в 2007-2009 годах составит от 50% до 40% от объемов их производства в 2006 году, а рынок САН в целом снизится не менее чем на треть.

Похоже, эти опасения оказались напрасными.

Введение новой ставки акциза с 2008 года вселяет в производителей относительно позитивные ожидания. Именно поэтому на рынке появляются новые продукты. Компании продолжили выводить новую продукцию, используя в качестве основы для коктейлей как традиционный этиловый спирт, так и новую основу- мальтозный спирт, говорит Александр Анфиногенов. "В Европе этот спирт используетсядавно, но в России его практически нет",- отмечает он. Таким образом отечественные производители пытаются сохранить свои позиции, говорят эксперты.

Ряд компаний освоил выпуск пивных коктейлей, а также начал активнее использовать винную основу, что позволяет диверсифицировать портфель торговых марок. К примеру, "Очаково", "Русский алкоголь", группа ОСТ вывели целый ряд новых брэндов на рынок, позиционируя их в премиальном ценовом сегменте.

Именно производители, имевшие в своем портфеле продукцию премиум-сегмента, пострадали меньше всего от кризиса, полагают эксперты. "Меньше всего кризис отразился на крупных производителях - они имеют длительную историю продаж, высокую лояльность потребителей и могут переждать трудные времена на рынке за счет какого-то другого направления своего бизнеса",- добавляет Игорь Букатов.

Группа ОСТ практически не пострадала от кризиса в финансовом отношении, уверяет Александр Анфиногенов. "Наши коктейли Vintage, переведенные на винную основу еще в прошлом году, позиционируются в высоком ценовом сегменте",- говорит он.

Другой участник рынка, группа "Русский алкоголь", прошел кризис, сохранив объемы отгрузок на уровне 2006 года, но снизив свою рентабельность. "Мы вели активную работу с ценообразованием и оптимизацией ассортиментного портфеля. Помимо этого было уделено пристальное внимание расходам и проведена работа по снижению издержек",- говорит Игорь Букатов.

Другие крупные участники рынка также уверяют, что кризис минимально коснулся их деятельности, но, тем не менее, по данным независимых экспертов, все компании-производители САН пострадали от повышения акциза.

По прогнозам участников рынка, рынок САН в текущем году снизится на 30% по сравнению с 2006 годом. Во второй половине 2007 года рынок САН будет держать те же показатели, что и в начале года, считает Игорь Букатов. Рынок восстановится до уровня 2006 года к концу 2008-го, "возможно, в сентябре-октябре 2008 года", полагает Александр Анфиногенов. Дмитрий Ченцов надеется, что рынок вернет большую часть потерянного объема в течение первой половины 2008 года.

Ряд аналитиков считает: если фискальные органы, проявляющие интерес к пивной основе слабоалкогольных коктейлей, запретят ее использование, то рынок продолжит стагнировать.

Если же использование пивной основы для производства коктейлей не будет ограничено, то отрасль ожидает постепенный рост. "Сейчас производители пытаются конкурировать за счет снижения маржинальности, а не по вкусовым характеристикам, это также сдерживает развитие отрасли",- говорит Александр Анфиногенов.

АЛЕКСЕЙ КУЗЬМЕНКО

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»