30.07.2007

Скидочная игромания

Распродажами и скидками сегодня мало кого заманишь. Чтобы вновь приохотить потребителя к дисконту, ритейлеры пытаются извлечь выгоду из таких слабостей, как азарт и страсть к игре.

H&M Теперь, чтобы определить размер скидки в сети H&M, нужно смотреть на небо, а не на ценник «Сижу и смотрю на небо: что сегодня купить? Мне нужны джинсы, буду ждать дождя»,-- пишет блоггер Харальд Мартенштайн, постоянный клиент сети Hennes & Mauritz (H&M). В магазинах этой шведской компании, торгующей недорогой одеждой, проходила необычная акция: то, какие товары уйдут со скидкой 20%, решала погода.

В солнечные дни можно дешевле купить очки и легкую летнюю одежду. Если набежали облака -- самое время приобрести майки и блузки, а во время дождя стоит отправляться за джинсами. Категорию уцененных товаров меняли в зависимости от метеоусловий, иногда по несколько раз в день.

Скидки и распродажи стали настолько привычными, что потребитель на них почти не реагирует. В таких условиях сверхзадача продавца -- заставить самих клиентов «добиваться» скидок. И в этом им помогает азарт.

Именно на азартных посетителей сделали ставку в небольшом кельнском салоне красоты Die Zwei -- Angela und Doris. Здесь величина скидки на все услуги зависит от удачи. Когда приходит время расплачиваться, клиентам вручают два игральных кубика. Нужно бросить их и сложить выпавшие числа -- это и будет процент, который вычтут из стоимости услуг. По словам хозяйки заведения, благодаря этой идее удалось удвоить поток посетителей. А некоторые клиенты и вовсе зачастили, желая метать дисконтные кости почаще. Затраты на такую рекламу -- всего ничего: самодельное объявление у входа и стоимость кубиков.

В маленьком кафе баварского города Бамберг тоже есть «азартная скидка»: к счету всегда прилагается колода игральных карт. Официант предлагает вытянуть одну из них, и так определяется процент, на который уменьшается сумма счета.

Гамбургский ресторан Scala Nova рискует еще больше: вечером здесь можно попытать счастья в рулетке, определяя цену каждого блюда. Такое развлечение называется Roulette a la carte. В роли крупье выступает официант: он бросает шарик и смотрит, на какой отметке от нуля до 36 тот остановится. Каждое деление -- цена в евро. В результате есть риск и заплатить втридорога за чашку кофе, и, напротив, пообедать практически бесплатно. И хотя, как водится, «в выигрыше остается казино», шоу регулярно собирает аншлаг.

«Каждый знает, что через месяц снова придется стричься, поэтому записаться к своему мастеру можно уже сегодня»,-- так посетительница салона красоты Suncafe в Кельне объясняет свою стратегию экономии. Скидка за раннее бронирование -- распространенная практика, однако наиболее привычна она в сфере туризма. Владельцы салона решили применить у себя такую же систему: если вы записываетесь на процедуры за месяц, то получаете 10-процентную скидку. Как пишет в своем блоге немецкий экономист и консультант Кристофер Майль, именно в малом бизнесе стандартные способы привлечения клиентов первыми дают сбой. «Если вы не можете состязаться с гигантами по цене, удивите своего посетителя индивидуальным подходом»,-- рекомендует Майль.

Анастасия Джмухадзе

Секрет фирмы