03.08.2007

У ритейлеров проснулось чувство долга. Продовольственные сети распробовали облигации



Ритейлеры все смелее и активнее осваивают долговой рынок. При этом спросом пользуются не только традиционно надежные облигации, но и бонды сетей с высоким уровнем кредитного риска. Аналитики считают, что интерес инвесторов объясняется их ожиданиями сделок M&A.

Согласно данным аналитиков Райффайзенбанка, с начала прошлого года количество компаний сектора продовольственного ритейла, представленных на публичном долговом рынке, увеличилось с четырех до 20, а объем их совокупного долга за это время вырос в 5,3 раза и приблизился к 60 млрд руб. При этом объем заявленных к размещению выпусков облигаций российских компаний продуктовой розницы составляет более $1 млрд.

По мнению экспертов, в стремлении ритейлеров выйти на долговой рынок нет ничего удивительного - политика экстенсивного развития, которой придерживается большинство сетей, диктует необходимость активных заимствований. Причем, по утверждениям экспертов, инвесторы без проблем переварят такой объем нового долга - динамичные темпы роста рынка будут поддерживать очень высокий интерес к ритейлу.

Самыми активными заемщиками стали лидеры отрасли: компании X5 Retail Group, "Магнит", "Седьмой континент". На их долю пришелся 21 млрд руб. из 32 млрд руб., размещенных за последние шесть месяцев. Естественно, бумаги лидеров пользовались наибольшим спросом - кредитное качество крупнейших публичных ритейлеров не вызывает опасения как у российских, так и у иностранных инвесторов. Одна за другой эти сети установили в первом полугодии 2007 года несколько рекордов по уровню процентной ставки в своем секторе.

В конце марта этого года "Магнит" разместил второй выпуск облигаций на сумму 5 млрд руб.

со ставкой 8,2% годовых. В июне "Седьмой континент" занял на рынке бондов 7 млрд руб. уже со ставкой 7,8% (при этом более 45% заявок, по словам представителей компании, было подано иностранными инвесторами). Следом за "Семеркой", в начале июля новый рекорд установила компания Х5 Retail Group NV, реализовав первый из трех намеченных выпусков на сумму 9 млрд руб. Ставка купона составила 7,6% годовых. Спрос на бумаги всех трех ритейлеров существенно превышал предложение.

Облигации лидеров рынкас невысокой доходностью, по мнению экспертов, привлекательны в основном для консервативных инвесторов - прибыль невысока, но и риски сведены к минимуму.

Однако не меньшим спросом пользовались и размещения игроков второго эшелона. Так, в феврале розничная сеть "Копейка" разместила третий выпуск облигаций на 4 млрд руб.

со ставкой купона 9,8% годовых. В том же месяце калининградская ГК "Виктория", уже несколько лет активно осваивающая московский рынок, разместила заем на 1,5 млрд руб.

со ставкой 10,89% годовых. В апреле столичная сеть "Мосмарт" заняла 2 млрд руб. под 11% годовых, а сибирский ритейлер "Холидей классик" - 1,5 млрд руб. под 11,15% годовых.

Ни одна из этих компаний не отличается, по замечаниям аналитиков, высоким уровнем финансовой прозрачности. Но во всех четырех случаях в акционерном капитале компаний присутствуют инвестиционные компании, что воспринимается держателями облигаций как своеобразный фактор поддержки.

Спрос инвесторов распространяется и на бумаги более мелких сетей. В апреле сеть "Бахетле", работающая в формате этнического магазина, разместила заем на 1 млрд руб. под 11,25% годовых. А в июле столичная сеть "Магнолия", управляющая 94 магазинами формата "у дома", заняла 1 млрд руб. под 11,95%. В последнем случае спрос на бумаги в полтора раза превысил предложение. О своем намерении разместить займы заявляют и другие небольшие сети. Такие планы есть у калининградского "Вестера", челябинской "Незабудки", сети "Провиант", развивающейся в Белгородской, Воронежской, Курской, Смоленской и Липецкой областях.

Подобную активность игроков третьего эшелона на рынке публичного долга аналитики объясняют не только преимуществами беззалогового кредитования - помимо диверсификации источников финансирования небольшие сети получают публичную кредитную историю, что повышает ее стоимость в случае продажи бизнеса.

"Если компания уже известна рынку, то продать ее другому игроку можно на более выгодных для нее условиях",- отмечает аналитик банка "Зенит" Мария Сулима. "В погоне за повышением будущей цены при продаже бизнеса собственники некоторых розничных торговых сетей стремятся, насколько это возможно, финансировать развитие своих компаний за счет долговых источников,- соглашается с ней аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов.- Основная логика заключается в том, чтобы ценой роста долговой нагрузки увеличить стоимость компании, а впоследствии продать ее существенно дороже, погасив при этом значительную часть долгов".

В свою очередь интерес держателей таких облигаций во многом объясняется высокой вероятностью приобретения компаний второго и третьего эшелонов более крупными игроками или стратегическими инвесторами. "Небольшие сети рассматриваются как потенциальный объект поглощения,- отмечает Мария Сулима.- В случае реализации такого сценария высокие риски небольших компаний перекладываются на покупателей".

В такой ситуации инвесторов с высоким аппетитом к риску не останавливают даже сложная акционерная структура и низкая финансовая прозрачность подобных компаний. "Вместо аудированной отчетности по МСФО инвесторам, как правило, предлагается некий набор сводных показателей, который организаторы и эмитенты называют управленческой консолидированной отчетностью,- отмечает в своем аналитическом отчете Максим Раскоснов.- В большинстве случаев качество такого рода документов крайне невысоко". В итоге, заключает он, представление о финансах компании, которое складывается на основании такой отчетности, может радикально отличаться от реального состояния дел.

"Как правило, банковские кредиты выдаются под залог и ставка по ним обычно ниже, потому что подобные кредиты являются обеспеченными,- добавляет Мария Сулима.- Во время размещения на долговом рынке, несмотря на определенные обязательства со стороны поручителей и эмитента, зачастую получается, что компаниям дают деньги просто "под ожидания"". "В случае если операционная прибыль "выводится" с компаний-поручителей, а недвижимость находится не на их балансе, покупка облигаций ритейлеров превращается в name-lending,- соглашается Максим Раскоснов.- То есть инвестор, по сути, приобретает обещание ритейлера заплатить по выпущенным обязательствам, которое далеко не всегда обеспечено денежными потоками поручителей".

Аналитикипрогнозируют, что в дальнейшем активность ритейлеров и интерес инвесторов могут снизиться, даже несмотря на то, что еще существует много небольших игроков, планирующих разместить бонды. "Ритейл был крайне интересен еще два года назад, рынок рос высокими темпами, а эмитентов было действительно мало, покупали все подряд,- говорит Мария Сулима.- Однако в дальнейшем инвесторы при принятии инвестиционных решений будут все более осторожны, станут обращать большее внимание на кредитное качество компании, ее финансовую стабильность и перспективы развития".

МАКСИМ БОРОДИН

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»