10.08.2007
"Нидан" соки

Сочные инвестиции. Как "Нидан" шел к своей продаже



Соковая компания "Нидан", занимающая третье место на российском рынке, предпочла первичному размещению акций партнерство со стратегическим инвестором. В сентябре основным акционером "Нидана" станет британский инвестфонд Lion Capital.
В 1992 году новосибирские предприниматели Игорь Шилов и Леонид Шайман и венгерский бизнесмен Чаба Бальер создали торгово-закупочную фирму "Нидан". Компания специализировалась на импорте в Сибирь соков и консервов из Венгрии. Приблизившись вместе со всей Россией к финансовому кризису 1998 года, предприниматели приняли смелое решение, организовав с американской компанией Nidan Foods совместное предприятие "Нидан-экофрукт".
Первоначально на заводе, запущенном в конце сентября 1998 года в Новосибирске, разливали соки под венгерским брэндом "ВВ". Но когда в результате кризиса стало очевидно, что импортная продукция уходит с рынка, было принято решение создавать свои марки.
Уже к лету 1999 года был разработан и выведен на рынок Сибири и Дальнего Востока брэнд "Чемпион". Весной 2000 года появилась марка сокосодержащего напитка "Да!", а в январе 2001 года- марка сока "Моя семья". Тогда же началось увеличение объемов бизнеса: строительство второго цеха новосибирского завода.
Широкая дистрибуторская сеть и сотрудничество с венграми, поставлявшими соковый концентрат, оказались весьма продуктивными: в 2001 году "Нидан" занимал четвертое место среди российских производителей, контролируя 45% сибирского рынка соков.
Впрочем, на Сибири компания концентрироваться не хотела. Еще в 2000 году "Нидан" начал продажи "Чемпиона" и "Да!" в Центральной России. Чтобы сократить расходы на логистику, компания через год начала розлив продукции на мощностях Останкинского молочного комбината и на подмосковном заводе "Амтел".
По словам аналитика ИК "Ренессанс капитал" Натальи Загвоздиной, компания приняла правильное решение по географической диверсификации производства. По данным компании, по сравнению с 2001 годом объем производства соков в 2002 году увеличился на 76,3%- до 208 млн л. Выручка увеличилась на 63%- до $92 млн. Рыночная доля "Нидана" составляла, по различным оценкам, около 13%.
Экспансия продолжилась в 2002 году: компания начала строительство в подмосковном поселке Котельники второго завода стоимостью $60 млн. Через год предприятие мощностью 360 млн л в год начало работу.
Серьезные инвестиции обозначили финансовую проблему - большой объем краткосрочных кредитов. Поэтому в этом же году "Нидан" вышел на рынок публичного долга, разместив дебютный выпуск облигаций на 850 млн руб.
(в 2005 году компания осуществила вторичный заем на сумму 1 млрд руб.). Тогда же компания начала вести финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами и прошла аудиторскую проверку PricewaterhouseCoopers.
Завод подарил "Нидану" не только кредитную историю, но и мощного партнера. Практически сразу после начала работы предприятия к компании обратилась PepsiCo с предложением разливать в Котельниках ее сок Tropicana, не представленный на тот момент на российском рынке. Соглашение с PepsiCo предполагало также совместную дистрибуцию брэндов.
Впрочем, аналитики объясняют рождение этого союза проектной ошибкой сибирской компании. ""Нидан" построил очень большой завод и не смог загрузить его мощности в полной мере, поэтому компания и начала розлив продукции для PepsiCo",- объясняет Наталья Загвоздина.
Как бы то ни было, сотрудничество с транснациональным гигантом пошло компании на пользу. Оборот "Нидана" по итогам 2003 года составил $132 млн (против $92 млн в 2002 году). Доля рынка компании, по данным "Бизнес Аналитики", составила 13,8%. Пополнился и портфель брэндов - для привлечения искушенной публики была разработана премиальная марка Caprice.
Еще через два года "Нидан" задумался о реструктуризации бизнеса. Топ-менеджеры говорили, что хотят сделать компанию прозрачной и понятной инвесторам. Но эксперты считали, что это не единственная причина реформы: одним из поводов могла служить продажа "Нидана".
В ОАО "Нидан соки" вошли одноименный торговый дом и производственные активы: завод "Нидан-гросс" в Подмосковье и завод "Ниданэкофрукт" в Новосибирске. Одновременно молочные активы в Новосибирске, имевшиеся у компании, были проданы "Юнимилку". Та же участь постигла соковый бизнес на Украине, бизнес по строительству и развитию розничной сети был заморожен, земельные участки проданы.
Естественно, порынку поползли слухи, что "Нидан" собирается продаваться своему партнеру PepsiCo. Они подогревались громкой сделкой в отрасли: в марте 2005 года Coca-Cola объявила о покупке за $501 млн одного из четырех ведущих производителей - компании "Мултон".
Той же весной менеджмент "Нидана" заявил, что компания в 2006-2007 годах планирует провести IPO. Правда, в 2006 году планы несколько скорректировались, и выход на биржу перенесли на весну-осень 2007 года. Тогда стало известно, что в ходе первичного размещения акций, вероятнее всего на российской площадке, инвесторам может быть предложено до 49% бумаг компании. Аналитики оценивали стоимость пакета в $400-450 млн.
В "Нидане", однако, не исключали и другого варианта развития событий - полной продажи сокового бизнеса стратегическому инвестору.
"Мы готовы к любым переговорам, если кто-то всерьез готов сделать предложение, мы его рассмотрим",- заявлял генеральный директор ОАО "Нидан соки" Андрей Яновский. Что, собственно, и произошло, когда акционеры "Нидана" продали компанию британскому инвестфонду Lion Capital. По разным оценкам, сумма сделки, которая должна завершиться в сентябре, составила $540-600 млн.
По мнению директора по маркетингу компании SIG Combibloc Юрия Антипова, активный рост компании "Нидан" в последние годы говорит о том, что инвестор купил не просто заводы, а стратегию и перспективы развития успешного предприятия. "У компании очень сильные позиции в Сибири и производственные мощности в восточной части страны. Это как раз то, чего так не хватает его конкурентам,- добавляет Юрий Антипов.- Так как московский и питерский рынки практически насыщены, прирост в ближайшие годы будет идти только за счет регионов, в первую очередь благодаря как раз востоку страны".


МАКСИМ БОРОДИН, АЛЕКСЕЙ КУЗЬМЕНКО

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»