13.08.2007

Москва не наигралась платежными картами. Слухи о насыщенности рынка в столице оказались преувеличены

По данным Банка России, количество выпущенных банками платежных карт ежегодно растет на 50%. Всего эмитировано 92 млн штук. При этом динамику роста все в большей степени обеспечивает Московский регион, на долю которого приходится почти половина всех карточек. Впрочем, на цивилизованном использовании карт это отражается слабо.

Банк России подвел итоги развития рынка банковских карт за первое полугодие 2007 года. В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте ЦБ, на отчетную дату банки эмитировали более 92 млн платежных карт. За 12 месяцев их количество выросло на 52%. За это же время количество эмитированных карт в Москве и Московской области увеличилось на 70%, до 43,7 млн.

Несмотря на то что банкиры охотно говорят о региональной экспансии своих продуктов, карточный рынок демонстрирует совсем другую статистику. За последние несколько лет количество эмитированных банками платежных карточек ежегодно растет примерно на 50%. Так, к середине 2004 года их было выпущено 28,6 млн, к середине 2005-го -- 42,3 млн, к середине 2006-го -- 62,4 млн. Динамика по Московскому региону выглядит гораздо более впечатляющей: ежегодный рост более чем на 70%. Здесь на середину 2004 года было эмитировано всего 8,6 млн карт (30% от общероссийского показателя), на середину 2005-го -- 14,8 млн (35%), на середину 2006-го -- 25,7 млн (41,2%). Сейчас доля московских карт составляет уже 47,5%.

Увеличение доли столичного региона в общероссийской статистике специалисты связывают с исчерпанностью зарплатных проектов (крупные региональные предприятия уже все охвачены) и развитием рынка кредитных карт. По словам начальника управления банковских карт Бинбанка Светланы Миколенко, кредитки завоевывают все большую популярность у населения, но происходит это главным образом в крупных городах, где больше возможностей для их использования. Кроме того, новые интересные предложения со стороны банков, например кобрэндовые, накопительные, бонусные карточные программы, как правило, сначала реализуются в Москве.

Вместе с тем повышение столичности среднего кардхолдера пока слабо отразилось на цивилизованности рынка. За второй квартал текущего года оборот по получению наличных через банкоматы увеличился на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а торговый оборот, хотя и вырос на 57%, составляет не более 7% в общем объеме операций.

Во втором квартале этого года пользовались карточками, эмитированными российскими банками, 402 млн раз, на 36% больше, чем во втором квартале 2006 года. Сумма всех карточных операций за отчетный период, включая зарубежные, составила 1,47 трлн руб. При этом карточками в России пользуются преимущественно для получения наличных: во втором квартале для оплаты товаров и услуг было зафиксировано 83,66 млн операций на общую сумму 102,45 трлн руб.

Специалисты объясняют низкую долю использования карт для оплаты как неразвитостью инфраструктуры, так и отсутствием привычки и недостаточной финансовой грамотностью населения. "Люди пока просто не привыкли,-- отмечает зампред правления СДМ-банка Владимир Луценко.-- Им до сих пор такой способ оплаты покупок и услуг кажется необычным". Не случайно финансовой грамотностью населения интересуются в первую очередь представители платежных систем, которые входят во все создаваемые с этой целью органы.

Но надеются банкиры не столько на финансовое просвещение, сколько на проверенных пользователей. "Те, кто пользуется карточками больше года, более охотно применяют их при покупках",-- считает господин Луценко. По его словам, старые клиенты банка пользуются картами для оплаты товаров и услуг в среднем в два раза чаще, чем новые. Поэтому торговый эффект от увеличения количества пользователей следует ждать не менее чем с годичным временным лагом.

Анна Ъ-Дорофеева

КоммерсантЪ