15.08.2007

Регионы встали на путь борьбы с ГМО

Не содержит ГМО Вслед за Москвой чиновники Белгородской и Курганской областей обязали производителей наклеивать на свою продукцию специальные знаки об отсутствии в них ГМО. В пресс-службе Курганской облдумы ссылаются на закон "Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов", который был принят 8 июня. В правительстве Белгородской области рассказали, что в конце весны вступило в силу постановление "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в Белгородской области", который рекомендует производителям информировать потребителей о составе использованных в производстве компонентов и биодобавок, - сообщает "Коммерсант".

Проверки розницы и производителей в этих регионах уже начались - проверяющие требуют наличия знаков маркировки. Причем, как рассказали в Белгородской обладминистрации, "название для знака еще не придумали, но проверки уже идут". В Курганской области продукция должна маркироваться знаком "Зауральский продукт", который "будет свидетельствовать о том, что продукт произведен в нашем регионе и не содержит трансгенов", - сообщили в думской пресс-службе.

Московское постановление #88-ПП "О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в Москве" было принято правительством 13 февраля и вступило в силу 1 июля. Постановление носит добровольный характер, но департамент потребительского рынка и услуг московской мэрии рекомендует его использование розничным сетям. Стоимость экспертизы, после которой выдают сертификат и проставляют региональную марку качества "Не содержит ГМО!" достигает 1,5 тысяч рублей. По подсчетам председателя правления Конфедерации обществ прав потребителей Дмитрия Янина, в случае, если такие знаки введут по всей России, производителям придется потратить на маркировку 300 миллионов долларов. "Регионы предлагают производителям печатать знаки на упаковке товара, и с появлением каждого нового такого знака мы будем вынуждены выбрасывать упаковки на сотни миллионов долларов", - говорит председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили. По его мнению, действия региональных чиновников являются "опасной тенденцией". По словам директора по корпоративным вопросам российского офиса Bunge Кирилла Болматова, затраты на получение маркировки для каждой товарной позиции составят 1,5 миллионов рублей.

А число позиций у крупных производителей, по его словам, может достигать 1 тысячи. "Эта система не связана с защитой потребителя, а направлена либо на ограничение конкуренции и создание особых условий для местных компаний, либо на элементарные поборы с производителей", - считает Кирилл Болматов. Он приводит в пример систему региональных марок качества, которая действовала в некоторых регионах до 2000 года. "Предполагалось, что марки должны защищать потребителей от некачественной алкогольной и табачной продукции и гарантировать выплату акцизов, а в результате чиновники просто не пускали товары из других регионов на свой рынок", - говорит он. Исполнительный директор партнерства "Русбрэнд" (объединяет крупнейших производителей продуктов) Алексей Поповичев считает, что это приведет к снижению рентабельности производителей, которое они компенсируют ростом цен, - отмечает "Коммерсант".