16.08.2007
Synovate

Бренды в борьбе за сердца потребителей



Международная исследовательская компания Synovate обнаружила, что практически 60% потребителей в странах с развивающейся рыночной экономикой предпочитают товары местных производителей, если их цена сравнима с ценой мировых брендов. В то же время, брендовые предпочтения этих стран при выборе машин (Toyota), ресторанов быстрого питания (McDonalds) и отелей (Hilton) совпадают с мнением потребителей развитых рынков. Исключением является компания Sony, которая является предпочитаемым производителем mp3 плееров на развивающихся рынках, тогда как Apple's iPod - на устоявшихся.

Чтобы лучше понять отношение потребителей к брендам в различных категориях товаров, в 2007 году Synovatе опросил более 13 тысяч потребителей на 20-ти развивающихся рынках во всем мире, используя количественные и качественные методы.

Значение брендов

Директор глобального офиса компании Synovate по изучению потребителей Ян Хофмайр (Jan Hofmeyr) считает, что по результатам исследования, вне зависимости от национальных принадлежностей продукта или потребителя, бренды имеют огромное значение и предопределяют поведение потребителей с различными уровнями дохода.

"Покупатели на молодых потребительских рынках демонстрируют большую склонность полагать, что продукты международных брендов лучшего качества, чем товары, предлагаемые местными производителями. В то же время только 30% потребителей устоявшихся рынков считают, что местные производители столь же хорошие, как и международные," - сказал он.

"Однако, не обязательно относить это к покупательскому поведению, поскольку почти 60% этих же потребителей сказали, что они с большим удовольствием покупают продукцию местных брендов, я не международных, если они стоят одинаково. Это противоречие ясно свидетельствует о том, что имеют значение не национальная принадлежность марки, а непосредственно бренды, та или иная способность бренда связать с продукцией понятия качества или эмоционального удовлетворения", - добавил он.

Мировые тенденции

Потребителей спрашивали об их брендовых предпочтениях в отношении различных товаров и услуг, включая автомобили, гостиницы, рестораны быстрого питания и бытовую технику. Результаты очевидно показали, что международные бренды являются самыми популярными среди потребителей во всём мире.

Когда вопрос касается предпочтений в выборе автомобилей, наиболее популярными брендами были выбраны Тойота, Форд, Фольксваген и БМВ.

Хилтон признан лучшей мировой сетью отелей по мнению потребителей как развивающихся, так и устоявшихся рынков наряду с другими такими популярными брендами отелей, как Holiday Inn, Marriott и Sheraton. Однако в Азии потребители предпочитают местные бренды отелей, например, Oriental Hotel и Shangri-La.

Неудивительно, что McDonald's - самый предпочитаемый ресторан быстрого питания, хотя потребители в Египте, Южной Африке и Азии считают KFC лучшим рестораном быстрого обслуживания.

Респонденты в развивающихся рынках считают, что Nokia и Motorola - лучшие бренды мобильных телефонов, но предпочтения производителей плоских телевизоров с большими панелями расходятся. В Азии и в Восточной Европе, как и в Турции, предпочитаю качество телевизоров Sony, а в Латинской Америке -Philips и Panasonic. Samsung был выбран потребителями из России и Венгрии.

Директор по маркетингу Synovate Russia Мария Вакатова считает, что "бренд

Samsung обладает сильной функциональной территорией, и большинство россиян сейчас выбирает хорошее сочетание цена - качество. В целом, особенно в категориях дорогостоящих товаров длительного пользования, эмоциональное восприятие бренда в России пока не является определяющей составляющей в покупательском поведении. Люди в первую очередь выбирают надежность и хорошую цену".

По словам Хофмайра (Hofmeyr), результаты исследований показывают, что потребители в целом знают мировые бренды и доверяют им, но на развивающихся рынках международные компании стали символом качества.

"Мировые бренды обладают большой технической базой и заслуживающим доверия маркетингом, и местные производители вынуждены сражаться, чтобы соответствовать воспринимаемому качеству продуктов глобальных брендов".

"Однако, мировые бренды не должны останавливаться на месте, поскольку местное производство улучшается, и их маркетинг становится более изобретательным, они обладают легким доступом к многочисленным развивающимся потребительским рынкам, желающим рассмотреть альтернативы на местных рынках", - добавил он.

В ходе исследования Synovate были изучены потребительские рынки таких горячих точек, как Аргентина, Бразилия, Болгария, Китай, Египет, Венгрия, Индия, Индонезия, Королевство Саудовская Аравия, Мексика, Марокко, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Южная Африка, Таиланд, Турция, Украина и Объединенные Арабские Эмираты. Также были изучепны потребители трех развитых рынков - США, Великобритании и Японии.