17.08.2007

"Евросеть" vs. "Связной": борьба за голоса белорусов

"Евросеть" не смогла наладить эффективную коммуникацию с белорусской властью. И это – основная причина вероятного сворачивания работы ритейлера в Беларуси. Однако, на отечественный рынок выходит ближайший конкурент "Евросети" - "Связной", который пока не надеется на прибыль, а рассматривает страну, как часть имиджевого проникновения на просторы СНГ.

Российская компания по продаже мобильных телефонов "Евросеть" пришла в Беларусь в конце 2005 г., а в 2007 г. уже 100 салонов по всей стране продавали продукт с маркой компании. Однако бурный рост в Беларуси в середине лета этого года был омрачен выводами председателя совета директоров компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, который сказал, что «Евросеть» намерена вывести свой бизнес с территории Беларуси из-за нерентабельности в связи с высокими налогами и высокой долей «серого» импорта. В конце июля генеральный директор белорусского филиала «Евросети» Алесь Мухин подтвердил: если государственная политика здесь (в Беларуси – ред.) не изменится, компания, которая приняла решение работать на белорусском рынке по абсолютно прозрачным и законным схемам, будет просто вынуждена отсюда уйти.

"Евросеть", придя на белорусский рынок, начала работу с построения дистрибьюторской сети по всей стране. Вторым этапом, по мнению аналитиков, должен был стать активный PR компании по всем ключевым сегментам: СМИ, власть, потребитель. Но "Евросеть" на данный момент не успела дойти до второго этапа, и первые 1,5 года работы, потраченные на развитие сети магазинов в белорусской глубинке, могут оказаться выброшенными насмарку. Если, конечно, "Евросеть" решит свернуть деятельность в Беларуси.

Нет сомнения, что сверхактивной компании, какой является "Евросеть", в Беларуси с местными вялотекущими бизнес-процессами легко проникать вглубь страны. Наверное, для топ-менеджмента "Евросети" местные ритейлеры оказались сверхлояльными по сравнению с их решительными региональщиками из России. Здесь по сотрудникам "Евросети", в отличие от российских регионов, никто не палил из ружья, не поджигал магазины. "Цивилизованных" методов "черной" конкуренции вроде возникновения клонов "ЕвроСИТИ", как это было в России, у нас также не наблюдалось. Однако эта махина – "Евросеть", самый крупный ритейлер "мобильников" в России и на всем постсоветском пространстве, известный своих эпатажем – пошатнулась в Беларуси. И причина здесь, по мнению руководства в том, что белорусское государство не подставляет плечо. Почему? Возможно, оно НЕ УВИДЕЛО, что это плечо необходимо подставлять российскому гиганту сотового ритейла.

Известно, что компания уже год назад была озабочена проблемами сотрудничества с государством. (Напомним, что в то время "Евросеть" активно использовало слоган "Берем страну на абордаж – нужен сильный экипаж"). Государство, по мнению белорусского отделения "Евросети", не видело в компании достаточно "белизны". И в этом ВИДЕНИИ, конечно же, нет вины государства. И сейчас, судя по высказываниям руководства "Евросети", белорусское государство не воспринимает ритейлерову "белизну" как нечто сверхценное. Возможно, эта ценность просто НЕ ДОНЕСЕНА до чиновников должным образом.

Да, у "Евросети" 5 000 тысяч салонов связи по СНГ, но за пределами России – лишь малая толика. И чтобы сделать из этой толики нечто значительное, необходимо учитывать, что коммуникацию в каждой стране с каждым сегментом рынка нужно выстраивать по-разному. Учитывать и традиции, и ментальность народа. И хорошо бы, пример Азербайджана, с рынка которого "Евросеть" вышла, так и не успев войти, не стал заразительным.

Понятно, что "Связной", второй по величине сотовый ритейлер в России, в Беларуси будет действовать по-другому. Учтет опыт "Евросети". К тому же, социально ориентированный менеджмент "Связного" может оказаться более ПОНЯТНЫМ нашим чиновникам. // Алексей Чубат, PR-портал APRель.

Фото: www.vibra.ws

www.april.by