17.08.2007

Сказка станет былью к 2010 году. Утверждена концепция формирования электронного правительства со сметой 1,3 миллиарда долларов

К 2010 году оформить паспорт или водительское удостоверение, а также получить другие документы от государственных органов можно будет не выходя из дома. Правительство России вчера утвердило концепцию формирования электронного правительства, назначив смету 1,3 миллиарда долларов, - сообщает "Коммерсант".

Концепцию разработало Мининформсвязи РФ при участии МЭРТа. Все федеральные органы власти и регионы, согласно этому документу, будут иметь центры телефонного обслуживания (население сможет получать необходимую информацию по телефону) и модернизированные интернет-сайты, на которых можно будет заполнить бланк на оформление того или иного документа. Единый федеральный портал, который будет содержать информацию обо всех предоставляемых ведомствами услугах и переадресовывать пользователя на нужный сайт, появится уже в будущем году, - обещают разработчики концепции. Кроме того, уже к концу этого года будет согласован список десяти наиболее востребованных населением услуг. Сферы, подлежащие информатизации, уже определены: гражданский статус (водительские права, паспорт, регистрация), регистрация объектов недвижимости и прав на них, осуществление предпринимательской деятельности, социальные выплаты и пособия. На первом этапе реализации программы можно будет найти в интернете бланки, а потом, заполнив и распечатав их, придти в профильное ведомство. Но уже после 2009 года, обещают разработчики, все заявления можно будет заверять электронной подписью и напрямую подавать в ведомства через соответствующие сайты.

Газета "Газета" отмечает, что то, что на решение несопоставимых по масштабу работ задач дан одинаковый срок - по полгода, выглядит странным. Определить перечень, по большому счету, можно на одном совещании, тогда как для ввода в эксплуатацию электронной системы обращений граждан, например, за паспортами, необходимо разработать документацию, написать программу, протестировать ее и обучить сотрудников работать с ней.

"Причина здесь проста: по большей части документов нужно согласование со стороны ФСО, а они достаточно консервативно подходят к переходу государства в цифровое измерение", - пояснил "Газете" источник в аппарате правительства. А в подготовленном Минсвязи плане, мероприятия, где ФСО принимает участие в роли заказчика, должны будут реализовываться не ранее 2009 года. До этого времени ФСО должна будет следить за тем, чтобы ни в одной из электронных систем не возникло даже возможности для утечки информации. Впрочем, речь идет далеко не только о защите государственной тайны. С недавних пор все документы, с которыми работают чиновники, являются документами "для служебного пользования" и подлежат охране со стороны спецслужб.

Чиновники обещают перевести госучреждения на электронный документооборот с 2002 года, когда появилась программа Программа "Электронная Россия", - пишут "Ведомости". Вице-премьер Сергей Иванов в марте выразил недовольство достижениями программы. По словам Владимира Южакова из Центра стратегических реформ, в предыдущих версиях программы чиновники только декларировали цели. В результате на их столах появились компьютеры, но как и зачем они используются, - это программой не регулировалось, говорит он. Теперь же поставлены конкретные задачи, разработаны механизмы их реализации, говорит он. Например, вчера рабочая группа по административным регламентам рекомендовала правительственной комиссии создать Центр управления информационным обменом между федеральными органами.

В Мининформсвязи "Коммерсанту" сообщили, что реализация концепции обойдется примерно в 1,3 миллиарда долларов, из них 770 миллионов долларов поступят из региональных и ведомственных бюджетов, остальное - из бюджета федеральной целевой программы "Электронная Россия". "Десять услуг, федеральные сайт и call-центр и система межведомственного электронного обмена будут финансироваться за счет "Электронной России", - пояснили в Мининформсвязи. - За модернизацию ведомственных сайтов, создание ведомственных call-центров будут платить регионы и ведомства". Примечательно, что в 2002-2006 годах совокупный бюджет "Электронной России" составил примерно 335 миллионов долларов, то есть в полтора раза меньше, чем смета новой концепции. Представляя вчера концепцию на заседании правительства, глава Мининформсвязи Леонид Рейман отметил, что электронное правительство позволит ежегодно экономить примерно 380 миллионов долларов, - подчеркивает "Коммерсант".

"Ведомости" пишут, что никаких специальных денег на электронные чудеса пока не предусмотрено. Сейчас чиновники получают около 10 миллиардов рублей в год на внедрение информтехнологий плюс 13,5 миллиардов рублей в год по ФЦП "Электронная Россия". Раньше деньги шли в основном на покупку компьютеров, а теперь - на инфраструктуру, которая облегчит жизнь населению, пояснили в Мининформсвязи.

Член специальной группы ООН по вопросам ИКТ Андрей Коротков полагает, что смета "Электронного правительства" могла бы быть даже выше: "Один из этапов создания электронного правительства обошелся Великобритании примерно в 4 миллиарда долларов". Директор центра инвестиций в высокие технологии ИК "Финам" Элина Караева считает, что принятие концепции унифицирует нормативно-правовую и техническую базы в России: "Об электронном правительстве говорят с 2002 года, но правовые и технические вопросы оставались нерешенными. В частности, были технические проблемы взаимодействия разных ведомств". По ее словам, мировой опыт показывает, что электронное правительство является действенным инструментом борьбы с коррупцией. Примером может служить контакт с инспектором ГАИ на дороге: водитель спешит и готов заплатить штраф на месте, что нередко дает повод для взятки. Если снабдить инспектора электронным терминалом, то водитель при наличии кредитной карты может оплачивать штраф на месте, - пишет "Коммерсант".

Когда центр будет создан, радуется Южаков, гражданам не придется дважды предоставлять чиновникам одни и те же документы. Однако когда это прекрасное будущее коснется и региональных властей и муниципалитетов, Южаков не знает, - отмечают "Ведомости".

Я вообще скептически отношусь к подобным затеям и считаю это имиджевым элементом: на Западе программы приняли, значит, надо и нам. Но не забывайте, что тем же интернетом в России пользуется лишь небольшая часть населения, а отправлять послания по электронной почте в госорганы вообще едва ли кто-то будет, - подчеркнул "Газете" президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. Хотя некую справочную роль программа все же способна играть: если будет, скажем, некая база данных, в которой можно будет узнать, куда необходимо посылать документы для каких-либо целей и по какой форме. А идеи вроде того, что каждый гражданин сможет влиять на принятие решений через компьютер, - полнейшая ерунда. Гражданин не обладает необходимой для воздействия на принятие решений информацией, да и желания разбираться в вопросе, думаю, у него тоже не будет (в развитых западных странах это уже проявилось). Справочной же информацией я, возможно, стану пользоваться: например, когда нужно будет посмотреть, какие службы в правительстве чем занимаются и каково законодательство на данную минуту. Однако не понимаю, почему это уже не сделано, ведь программа, по-моему, принята в 2002 году. Я не вижу проблем в создании правительственного портала, да и стоит это недорого, - сказал он газете "Газета".