06.09.2007

Глава Роспрома возглавит АвтоВАЗ

Глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин вскоре займет пост президента группы АвтоВАЗ, который ранее занимал Владимир Артяков, сообщает «Интерфакс». Артяков в августе был назначен на пост губернатора Самарской области, в связи с чем и покинул свой пост. Временно исполняющим обязанности президента АвтоВАЗа назначен Александр Пронин. Пост Алешина в Роспроме возглавит его заместитель Андрей Дутов. Источники «Коммерсанта» утверждают, что идея назначить на место главы АвтоВАЗа Бориса Алешина принадлежит президенту Владимиру Путину.Господин Алешин, пиком карьеры которого был пост вице-премьера российского правительства, заявил «Коммерсанту», что "с радостью" примет новое назначение, "поскольку возглавить столь крупное предприятие, как АвтоВАЗ, это успех для любого руководителя". Несмотря на то, что "Рособоронэкспорте", которому принадлежит группа АвтоВАЗ, отказались комментировать назначение Алешина до выхода официального объявления, лояльное отношение к его кандидатуре гендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" и председателя совета директоров АвтоВАЗа Сергея Чемезова очевидно.

Алешин заявил «Коммерсанту», что намерен привести из Роспрома на АвтоВАЗ свою команду –"ряд новых людей". "Вслед за Владимиром Владимировичем Артяковым с АвтоВАЗа уйдут ряд топ-менеджеров, и надо будет искать им замену",– уточнил он. Сейчас исполняющий обязанности президента группы АвтоВАЗ Александр Пронин от лица завода ведет с автоконцернами Renault и FIAT переговоры о стратегическом партнерстве. Пронин заявил «Коммерсанту» в конце лета этого года, что соглашение с одним из них может быть заключено уже в ноябре. Однако Борис Алешин заявил «Коммерсанту», что "стратег у АвтоВАЗа появится не ранее середины 2008 года" и, возможно, это может быть российская компания. Впрочем Алешин сказал, что переговоры с Renault и FIAT продолжаются. Алешина считают одним из идеологов создания Объединенной авиастроительной корпорации, объединившей почти весь российский авиапром. Аналогичный проект он хотел реализовать в автопроме. Алешин представил в начале 2006 года президенту концепцию развития отрасли, согласно которой необходимо было выделить из бюджета 5 миллиардов долларов на поддержку автопрома и объединить ГАЗ, “Камаз” и “АвтоВАЗ” в “многопрофильную диверсифицированную корпорацию”, пишет газета «Ведомости».

"Когда я только пришел на АвтоВАЗ, я обнародовал идею консолидации участников российского авторынка. Консолидация – неизбежный процесс в мировом автопроме, и нам от нее никуда не деться",– пояснил он.

Когда в декабре 2005 года "Рособоронэкспорт" только пришел на АвтоВАЗ, шла речь о возможном объединении АвтоВАЗа и ГАЗа. "Русские машины" (контролируют ГАЗ) подтвердили свою заинтересованность в синергии.

Алешин заявил, что в течение двух-трех лет будут выделены непрофильные активы и завод окончательно определится со своей структурой, будет проведена раскольцовка перекрестной структуры собственности (сейчас 66,5% его голосующих акций принадлежит его же "дочкам") и обновлен модельный ряд. Аналитик ИФД "Капиталъ" Михаил Пак сказал «Коммерсанту», что "очередная смена управляющей команды на АвтоВАЗе может негативно сказаться на развитии завода". По его словам, команда АвтоВАЗа и так уже потеряла более полутора лет на распределении руководящих постов на заводе и разработке стратегии "и очередная задержка с выбором партнера – это не лучшие новости".

"Назначение господина Алешина можно было бы объяснить усилением административного ресурса у АвтоВАЗа, но усилять его уже некуда: совет директоров завода возглавляет господин Чемезов, а губернатором Самарской области стал Владимир Артяков",– резюмировал он.

Кирилл Чуйко из "Уралсиба" считает, что "российский стратег для АвтоВАЗа – это не лучший вариант". Он также отметил, что такой сценарий будет логичен, если блокпакет АвтоВАЗа будет продан западному автоконцерну, способному передать заводу технологии, а контроль над ним получит Олег Дерипаска и его "Русские машины".