12.09.2007

Первый ушел. СБ Банк отказывается от розничного бизнеса

Отказ лидеров рынка потребительского кредитования от дополнительных комиссий и сложности с привлечением средств для финансирования розничного бизнеса заставляют банки уходить из него. Первым свернуть розничный проект решил СБ Банк и его примеру могут последовать другие. Конкуренция на этом рынке оставляет для средних банков единственный вариант развития -- обслуживание малого и среднего бизнеса.

СБ Банк (бывший Судостроительный банк) намерен отказаться от розничного бизнеса, о чем публично сообщит сегодня. "Мы больше не видим розницу в качестве приоритетного направления развития бизнеса,-- заявили Ъ в СБ Банке.-- В отличие от традиционного пути преобразования большинства корпоративных банков в розничные, мы намерены сосредоточиться на комплексном обслуживании корпоративных клиентов, в основном на кредитовании малого и среднего бизнеса". По словам начальника управления по связям с общественностью СБ Банка Елены Грачевой, работа в сегменте малого и среднего бизнеса гораздо более эффективна и менее рискованна, нежели работа в розничном сегменте.

СБ Банк начал развивать розничное направление в июле прошлого года. Тогда было запущено несколько ипотечных программ, затем банк начал выпускать кредитные карты. Сейчас у банка кроме центрального офиса в Москве есть сеть из шести допофисов, филиал в Санкт-Петербурге, кредитно-кассовый офис в Нижнем Новгороде и представительство в Екатеринбурге. По данным отчетности банка на конец 2006 года, за год существования розничного бизнеса розничные активы достигли 5% кредитного портфеля СБ Банка. "Пятипроцентный рост с нуля -- низкий показатель,-- считает зампред правления 'Абсолют банка' Олег Скворцов.-- Средние темпы годового прироста уже существующего розничного портфеля на рынке порядка 10%".

СБ Банк зарегистрирован в 1994 году. По данным журнала "Деньги" по состоянию на 1 июля 2007 года, он занимает среди российских банков 77-е место по размеру собственного капитала (3,2 млрд руб.) и 65-е место по сумме чистых активов (32,1 млрд руб.).

По оценкам экспертов, запуск розничного проекта обошелся СБ Банку в $3-5 млн. "Исходя из масштабов рекламной кампании СБ Банка, затраты на наружную рекламу и рекламу в СМИ могли составить порядка $1-1,5 млн, что сопоставимо со средним годовым рекламным бюджетом средних банков,-- подсчитал директор по маркетингу Русь-банка Дмитрий Юрцвайг.-- Плюс за последние полтора года банк открыл несколько допофисов: это еще порядка $1,5-2 млн". По оценкам самого банка, объем затрат еще больше. Только на рекламу, без учета расходов на открытие допофисов, банк потратил $2,5 млн.

Случай СБ Банка беспрецедентен. "Я не припоминаю, чтобы банки любого уровня отказывались от розничного бизнеса",-- говорит первый зампред правления Собинбанка Игорь Дуда. Отказаться от розницы банк заставила ситуация на рынке. "Синдицированные кредиты для средних банков дороги, а привлечение средств через секьюритизацию розничных кредитов затруднено текущим состоянием финансового рынка",-- рассуждает директор по развитию клиентского бизнеса Альфа-банка Максим Першин. Так, по оценкам замдиректороа департамента структурированных продуктов АИЖК Дениса Гришухина, если раньше бумагу с хорошим рейтингом можно было разместить по ставке LIBOR+1,2-1,3%, то теперь стоимость финансирования увеличилась до LIBOR+2,5-3% при одновременном снижении интереса к таким инструментам со стороны инвесторов.

Дополнительным стимулом к отказу от розничного бизнеса, по мнению господина Першина, могло стать также снижение маржи банков в розничном сегменте в связи с раскрытием эффективных ставок и отказом от допкомиссий флагмана этого рынка -- банка 'Русский стандарт'". Игорь Дуда считает, что еще ряд банков могут последовать примеру СБ Банка. По его мнению, средние банки, только начинающие развивать розничный бизнес, в нынешних условиях не имеют шансов на розничном рынке.

Выход в сегмент обслуживания крупных корпоративных клиентов для средних банков тоже закрыт. "Из-за невысоких рейтингов и, соответственно, более дорогого финансирования такой банк не может конкурировать по стоимости кредитов с крупными игроками,-- пояснил Максим Першин.-- Кроме того, он не может обеспечить крупным клиентам достаточные лимиты".

Эксперты полагают, что единственный возможный путь развития для таких банков -- уход в сегмент обслуживания малого и среднего бизнеса, объем которого участники рынка оценивают в $60-70 млрд. "Конкуренция в этом сегменте пока еще невысока,-- рассуждает господин Першин.-- Да и запросы клиентов можно финансировать за счет текущей ликвидности". При этом процентные и комиссионные доходы от кредитования малого и среднего бизнеса выше, чем сейчас в рознице, а кредитные риски ниже. По оценкам зампреда правления банка "Возрождение" Николая Орлова, этот сегмент растет на 60-70% в год.

Светлана Ъ-Дементьева, Анна Ъ-Дорофеева

КоммерсантЪ