19.09.2007
X5 Retail Group

Х5 хочет при низких ценах сохранить маржу в 30%, добиваясь скидок от поставщиков

С 1 ноября должны начать действовать дополнительные соглашения к договорам "Перекрестка" с поставщиками на 2007-2008 годы, которые, в частности, предусматривают маржинальный доход (показывает, какую часть розничной цены товара магазины получают в виде дохода) с некоторых категорий товаров в 30-40%. Как пишет газета "Коммерсант", объединенная компания X5 Retail Group добиться новых уступок от поставщиков. Новые условия компания предложила "Дымову" (мясные продукты), "Ледово" (замороженные морепродукты), "Эркон-продукт" (молочная и овощная консервация). Такие компании, как Bunge (растительное масло) и "Мириталь" (пельмени и готовые блюда) уже слышали об ужесточении условий работы с сетью, но официального уведомления от Х5 пока не получали.

Одно из дополнительных соглашений оговаривает, что если маржа X5 будет меньше 30%, то поставщик обязан не позднее пяти рабочих дней с момента получения соответствующего отчета от X5 уплачивать ей штраф "в размере, обеспечивающем маржинальную доходность 30%". Директор по коммуникациям Х5 Геннадий Фролов рассказал, что средний маржинальный доход компании составляет сейчас порядка 26%. Компании-поставщики насчитали прежнюю маржу "Перекрестка" при продаже мясной и замороженной продукции в 7-25% при условии работы без посредников между сетью и производителем. Закупочные цены "Пятерочки" и "Перекрестка" были уравнены сразу после слияния сетей: X5 известила поставщиков о том, что сеть супермаркетов "Перекресток" намерена закупать товары по таким же низким ценам, что и дискаунтеры "Пятерочка" прошлой осенью. Эта мера должна была обеспечить X5 экономию в размере 10-12 миллионов долларов в 2006 году. В отчете X5 за прошлый год говорится, что всего "бонусы от поставщиков" составили 246 миллионов долларов.

По словам главного исполнительного директора X5 Льва Хасиса, нововведение коснется всех категорий товаров. Он считает, что если сеть растет почти на 50% в год и выходит на новые региональные рынки, она имеет право требовать от поставщиков "лучшие коммерческие условия".

Бывший сотрудник отдела закупок "Пятерочки" рассказал "Коммерсанту", что установленная маржинальная доходность для мясной продукции в 40% подразумевает торговую наценку более чем 80%. Аналогичная наценка в магазине Auchan составляет 15%, - утверждают поставщики. По словам экс-сотрудника "Пятерочки", назначая цены, в сети ориентировались на стоимость продуктов в Auchan и Metro. "То есть X5 хочет совместить низкие цены с высокой маржинальностью бизнеса, пользуясь положением лидирующей российской сети",- констатирует он.

Обычно в договорах прописывается фиксированный уровень наценки, но не маржи, говорит аналитик Deutshe Bank Алексей Кривошапко. "Для мясников гарантировать маржу в 40% подобно суициду, вряд ли кто-то из производителей согласится на эти условия",- уверен он. А топ-менеджер "Мосмарта" предположил, что таким образом X5 готовится к принятию закона "О торговле" и других ограничивающих отрасль документов: "В договорах постепенно будут исчезать пункты, на отмене которых сейчас настаивают чиновники и производители, например, о входных бонусах. Зато появятся новые, приносящие всю ту же прибыль".

X5 Retail Group на 31 марта 2007 года включала 512 "Пятерочек" и 169 "Перекрестков" без учета франшизы. Чистая выручка в 2006 году - 3,551 миллиарда долларов, чистая прибыль - 103 миллиона долларов. Акционеры "Альфа-групп" владеют 47,8% X5, у основателей "Пятерочки" - 21,2%, у менеджеров X5 - 6,2%, 24,8% - в свободном обращении на LSE. Капитализация X5 - 7,04 миллиардов долларов, - сообщает "Коммерсант".