19.09.2007

За содействие размещения рекламы на территории ВУЗов ФАС признала Минобразования и науки виновным в нарушении закона о конкуренции

Министерство образования и науки России признано Федеральной антимонопольной службой (ФАС) нарушившим закон о конкуренции. Как сообщает ряд изданий, департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки направил письмо ректорам высших учебных заведений с просьбой оказать содействие компании ООО "Медиа-Информ Столица" в установлении рекламных медианосителей на территории вузов. Таким образом министерство создало преимущество отдельному хозяйствующему субъекту при осуществлении им предпринимательской деятельности на рынке производства и распространения рекламы. В письме также содержалось разрешение на использование части ранее установленных на территории вузов конструкций для размещения рекламной информации компаний-производителей товаров и услуг.

Как говорится на сайте ФАС, продвигая на рынке единственную коммерческую структуру, министерство нарушило пункт 1 статьи 15 закона "О защите конкуренции". ФАС выдала предписание об устранении выявленного нарушения. Управляющий компании "Медиа-информ столица" Максим Калинкин считает, что "ФАС просто не разобралась в ситуации и все претензии высосаны из пальца", - пишет "Газета.Ru".
По словам Калинкина, инкриминируемый Минобрнауки "пункт 1 статьи 15 запрещает федеральным органам власти лишь вводить ограничения, устанавливать необоснованные препятствия и ограничивать выбор хозяйствующих субъектов". "Ни одного из указанных нарушений министерство своим циркуляром не допустило", - заявил представитель компании. Правда, в статье содержится также запрет на "дачу указаний хозяйствующим субъектам". Однако в министерском письме никаких "указаний" вузовскому начальству не содержалось: "Руководство департамента лишь просило ректоров оказать содействие в размещении информации, причем бесплатно", - подчеркнул он изданию.

Компания "Медиа-информ столица" с 2005 года размещает на территории вузов конструкции рекламных световых панелей размерами 1 на 2 м. В компании рассказали, что на этих панелях рекламируются не только шоколад или операторы мобильной связи, но и внутривузовские события, например, поздравления с днями рождений руководства вузов. После обращения президента к Федеральному собранию в начале 2007 года компания обратилась "в Минобрнауки с предложением бесплатно разместить социальную рекламу на наших пустующих конструкциях. В министерстве согласились, и мы за свои деньги напечатали и разместили несколько плакатов, и в том числе текст российского гимна и фотографию улыбающихся студентов на фоне карты России", - рассказал Максим Калинкин. Тогда-то и появилось министерское письмо, где компания называлась "информационным партнером министерства в части поддержки патриотического воспитания", а ректорам рекомендовалось оказывать ей всяческое содействие, сообщил он.

Председатель комиссии по науке и образованию Московской городской думы Евгений Бунимович считает, что если бы министерство всерьез лоббировало чьи-то интересы, то оно объявило бы конкурс, который затем выиграла бы нужная компания. Что касается этой ситуации, то, по его мнению, сложившаяся ситуация свидетельствует "даже не о прямом лоббировании интересов какой-то компании, а об ужасающе низкой правовой грамотности чиновников". Бунимович отметил, что многие бюрократы не очень понимают элементарные вещи не только с точки зрения закона, но и с точки зрения здравого смысла: "я даже не знаю, что хуже, коррупция или столь чудовищная некомпетентность", - пишет "Газета.Ru".