27.09.2007

"Рособоронэкспорт" планирует распродать части АвтоВАЗа инвесторам

Глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов рассказал вчера о планах ФГУП "Рособоронэкспорт" на акционерный капитал АвтоВАЗа. По его словам, оставив себе не более блокпакета акций завода, "Рособоронэкспорт" планирует продать, - сообщают сегодня ряд изданий.

"Рособоронэкспорт" весной обещал получить 75% плюс одну акцию АвтоВАЗа после ликвидации перекрестной структуры собственности завода (пока 66,5% голосующих акций завода принадлежит его же дочерним обществам). Месяц назад Чемезов заявлял о переговорах с металлургами. Вчера госпосредник по экспорту вооружений впервые заявил, что готов расстаться с контролем над АвтоВАЗом, - подчеркивает "Коммерсант".

По словам Сергея Чемезова, 25% акций АвтоВАЗа будет предложено одному из технологических партнеров - либо итальянскому Fiat, либо французскому Renault. С помощью Renault или Fiat АвтоВАЗ надеется развивать модельный ряд. "Не более блокпакета", по словам господина Чемезова, может достаться владельцам российских меткомбинатов - собственнику ОАО "Северсталь" Алексею Мордашову или владельцу "Металлоинвеста" Алишеру Усманову. Оставшиеся акции АвтоВАЗа (25-30%) будут в свободном обращении. "Ведомости" отмечают, что ни с Renault, ни с Fiat "АвтоВАЗ" пока так и не договорился. О продаже доли металлургам топ-менеджер сказал следующее: "мы продадим небольшой пакет тому, кто предложит лучшие условия". Чемезов объяснил смысл такой сделки тем, что это позволило бы обеспечить выпуск качественной автомобильной стали для автозавода. Представители Мордашова и Усманова вчера от комментириев на заявление главы "Рособоронэкспорта" воздержались.

"Коммерсант" напоминает, что президент группы АвтоВАЗ, член совета директоров завода Борис Алешин говорил недавно, что считает правильным объединение АвтоВАЗа с КамАЗом и ГАЗом. Позднее он объяснял, что консолидация "того же АвтоВАЗа и КамАЗа не обязательно предполагает доминирующее акционерное участие одного партнера в другом". Заводы, по его мнению, могли бы, например, создать СП по выпуску штампованных деталей кузова или других компонентов, чтобы снизить общие издержки в этом производстве. При этом КамАЗ мог бы стать миноритарием АвтоВАЗа или наоборот. Кстати, на прошлой неделе президент АвтоВАЗа в интервью "Ведомостям" не исключал возможность покупки региональным правительством доли автозавода. Возможность такой сделки, по его словам, уже обсуждается. Вчерашнее заявление Алешин комментировать отказался.
По оценкам ИФК "Солид", доля "Северстали" сейчас в общих закупках АвтоВАЗа достигает 43,3%. Поэтому, когда возникла сама идея продать часть акций АвтоВАЗа металлургам, аналитики говорили, что действующий топ-менеджмент "вообще не понимает, что делать с заводом".

Алексей Алешкин из "Солида" считает, что АвтоВАЗу может быть интересен не металл, а "финансовые ресурсы акционеров "Северстали" и "Металлоинвеста"". Источник в руководстве АвтоВАЗа подтвердил, что "металлурги могут выступить как портфельщики и дать денег на наши проекты". Сергей Чемезов оценил вчера АвтоВАЗ в 4 миллиарда долларов (близко к рыночным котировкам), то есть блокпакет завода стоит 1 миллиард долларов. "Где еще можно быстро взять 1 миллиард долларов, скажем, на проект с канадской Magna по разработке новой машины класса С? У банков сейчас проблемы с американской ипотекой, нефтяникам и газовикам мы неинтересны,- поясняет источник на АвтоВАЗе.- А металлурги после неудавшейся международной экспансии сидят на серьезных деньгах, которые не работают. За рубежом им вряд ли дадут что-то купить, а в России еще остались объекты для вложений ценой от 1 миллиарда долларов".

С этим мнением согласен Михаил Пак из ИФД "КапиталЪ", который напоминает, что Алексей Мордашов намерен потратить более 1 миллиарда долларов на другую покупку в российском машиностроении - контрольный пакет ОАО "Силовые машины" (выпускает турбины и генераторы для энергетики). Господин Пак отмечает, что ситуация у этого актива "не менее сложная, чем у АвтоВАЗа" (итоги "Силовых машин" по МСФО за 2006 год оказались самыми плохими за всю историю компании). Но, оговаривается эксперт, сравнивать "Силовые машины" и АвтоВАЗ напрямую некорректно: продукция "Силовых машин" конкурентоспособней и у компании уже есть технологический партнер в лице концерна Siemens, - подчеркивает "Коммерсант".

По мнению аналитика ИК "Атон" Дмитрия Коломыцына, участие металлургов в капитале АвтоВАЗа, тем более, с таким небольшим пакетом, вряд ли целесообразно. "Вряд ли у металлургических компаний есть особое ноу-хау, которое позволит оптимизировать работу АвтоВАЗа", - считает аналитик. Правда, по его мнению, покупка пакета акций металлургами может быть продиктована политическими мотивами. "После покупки они могут начать поставлять сталь по субсидированным ценам, что, конечно, положительно скажется на заводе", - сказал он РБК daily.