28.09.2007

Высокие материи "Русского текстиля". Как компания будет увеличивать капитализацию перед IPO

У крупнейшего производителя текстильной продукции холдинга "Альянс "Русский текстиль"" (АРТ) не так давно сорвалась сделка по покупке нескольких текстильных фабрик в Центральной России. Однако компания заявляет, что продолжит искать активы для скупки. В этом нет ничего удивительного: холдингу необходимо наращивать капитализацию перед выходом на фондовую биржу, запланированным на 2009 год.

За почти шестилетнюю историю своего существования АРТ смог выйти на лидирующие позиции в текстильной отрасли. Но, несмотря на столь высокий статус, сейчас компания переживает не лучшие времена. В марте 2007 года появилась информация о большой долговой нагрузке - в прошлом году она составила $250 млн.

"В 2006 году официальными кредиторами компании было 15 банков",- говорит источник B&FM, знакомый с ситуацией в альянсе. Впрочем, в самом АРТ эту информацию всячески опровергали - по данным компании, на 20 июля 2007 года долг не превышал $140 млн.

Другая неприятность, постигшая компанию, произошла в октябре 2006 года. Тогда между основными акционерами Эрнестом Коскиным, Зеином Ахабаевым и Константином Волковым возникли разногласия по дальнейшему развитию холдинга: Коскин предлагал сделать акцент на производстве, Ахабаев хотел развивать розничное направление.

Этим конфликт акционеров не ограничился.

Позже появилась информация, что Константин Волков и Зеин Ахабаев якобы подделали документы, соответственно которым Эрнест Коскин перестал являться совладельцем (ему принадлежало 29,9%) и его уволили. Точку в разбирательстве между акционерами должен поставить суд.

Акционеры делят приличное имущество.

В 2001 году после создания АРТ под контроль новой компании перешло сразу несколько предприятий - Тейковский ХБК, товарищество "Тверская мануфактура", Муромский ХБК "Красный луч", Камышинский ХБК. Еще через четыре года активы компании пополнились Тейковской фабрикой регенерации хлопка для переработки отходов текстильного производства, ткацким производством прядильно-ткацкой фабрики №3 Камышинского ХБК, прядильно-ткацкой фабрики "Альянс "Казахский русский текстиль"" в Казахстане (совместный проект АРТ с казах ским партнером "Мырзакент"). Еще через год состоялся запуск новой отделочной фабрики Тейковского ХБК.

Практически сразу после первых приобретений, в 2002 году, АРТ начал свою экспансию в регионы через открытие нескольких представительств. Экспансия продолжается и сейчас.

По словам PR-менеджера компании Тамары Козыревой, сегодня работает 66 представительств АРТ по всей России.

Занимавшийся все это время производством тканей АРТ решил расширить линейку продукции. В 2004 году холдинг начинает выходить в новые сегменты с запуском домашнего текстиля под маркой "Унисон", а еще через год запускает две новые марки - "Постелькин" и "Романтика". Вслед за освоением сегмента домашнего текстиля АРТ принимает решение выйти на рынок джинсовой продукции, верхнего трикотажа и пуховиков. В январе 2007 года президент компании Константин Волков заявил, что для джинсовой продукции будет создана отдельная марка в среднем ценовом диапазоне, а в дальнейшем не исключена возможность запуска отдельного розничного проекта для одежды.

Участники рынка считают верным решение компании присутствовать в сегменте готовой одежды. Гендиректор представительства корпорации Sela в Москве Наталья Чиненова говорит, что в этом сегменте еще есть резервы роста.

Однако, как отмечают игроки рынка джинсовой одежды, АРТ может столкнуться с сильной конкуренцией в сегменте розничных продаж джинсовой одежды, где оперируют такие крупные игроки, как "Джинсовая симфония", "Глория джинс", Levi's.

Подстраховаться от высокой конкуренции в нише массового продукта АРТ решил неожиданным образом - развитием узконаправленного бизнеса по производству спецодежды. По подсчетам компании, рост сегмента спецодежды ежегодно составляет 15-20%, объем рынка - чуть меньше $1 млрд. Учитывая эти объемы, компания начала производство рабочего снаряже ния на своей фабрике "Элегант". Инвести ции в запуск проекта должны составить около $1 млн. Участ ники рынка скептически оценивают намерения холдинга. Президент ГК "Восток-сервис" Владимир Головнев считает, что сложно выйти на ры нок, где давно работают крупные компании.

"К тому же сложно занять существенную долю рынка при ежемесячномвыпуске продукции на $1-1,5 млн",- добавляет он.

Основными источниками финансирования на первоначальном этапе развития для АРТ являлись собственные средства. Однако уже через два года после создания альянс решил попробовать свои силы на долговом рынке. В 2003 году был размещен дебютный выпуск облигаций на 500 млн руб. Через два года состоялось размещение еще двух выпусков - на 1 млрд руб.

и 1,2 млрд руб.

Как говорят в АРТ, в дальнейшем компания намерена развиваться за счет банковских кредитов, а через год планирует выйти на фондовый рынок. Вырученные средства в ходе IPO холдинг направит на развитие собственных марок и новых линий одежды.

IPO "Русского текстиля" было запланировано еще на конец 2006 года, но сроки выхода на биржу в итоге были перенесены на конец 2008- начало 2009 года. Константин Волков объясняет перенос сроков размещения недостаточно высокой капитализацией компании. К моменту размещения АРТ необходимо достичь капитализации не менее $600 млн. IPO будет проходить на биржевых площадках РТС и ММВБ, компания планирует продать около 30% акций. "Текстильные компании не представлены на бирже, поэтому потребуется время, чтобы убедить инвесторов в их привлекательности,- говорит начальник аналитического отдела ИК "Велес капитал" Михаил Зак.- К тому же это не очень рентабельный бизнес".

Увеличивать рентабельность и капитализацию холдинг намерен за счет развития пресловутой розницы, которая и поссорила ее основных акционеров. В своих магазинах планируется продавать всю продукцию за исключением спецодежды, которая производится на заказ. Пока в компании только определяются с параметрами розничного проекта.

Впрочем, не исключено, что АРТ прибегнет и к давно испытанному способу повышения стоимости компании. По данным B&FM, акционеры холдинга вели переговоры с текстильными производителями в Ивановской области, которые, однако, пока не принесли успеха.

ВАЛЕРИЯ ЯКУШИНА

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»