01.10.2007

Кукла удивит, но не надолго

Рост производства и обслуживания ростовых кукол составляет, по оценкам экспертов, не менее 25% в год по России. Этот бизнес развивается во многом благодаря растущим потребностям BTL-рекламы. Что касается Петербурга, то здесь рекламных агентств, берущихся за пошив кукол, по подсчетам экспертов, не более 10-ти. По большей части это агентства, занимающиеся организацией BTL-акций, либо производством сувенирной продукции.

Как правило, компании только придумывают образ, а пошив заказывают в другом месте. Лидеры среди заказчиков – продукты питания, заказчиками выступают также развлекательные центры, рестораны, кафе, магазины по продаже игрушек. «Ростовых кукол заказывают, если хотят порадовать потребителей чем-то необычным, - заметила Злата Самородова, арт-директор агентства «Блюз». - Совсем не обязательно, что они должны быть рассчитаны на детскую аудиторию. Хотя, конечно, для привлечения внимания малышей их заказывают чаще всего».

Когда практически во всех кинотеатрах проходила премьера мультфильма «Гарфилд», открывшийся в «Варшавском экспрессе» кинозал сети «КАРО Фильм» придумал целую предпремьерную историю про «Гарфилда», чтобы выделиться на общем фоне и заманить зрителей именно к себе. Кроме всего прочего использовали и ростовую куклу – двухметровый Гарфилд, который в день премьеры путешествовал по городу. В полдень он вышел из «Варшавского экспресса» и покатил в центр. От «Колизея» он в карете проехался по Невскому, погулял по Садовой, добрался до Дворцовой площади, потом поехал к «Диво-Острову».

Кукла удивит, но не надолго

Гарфилд гулял по городу, пел, танцевал и всячески привлекал к себе внимание. И путешествовал «сошедший с экрана» мультяшный герой, конечно, не с пустыми руками – он разыгрывал билеты на премьерный показ, а также раздавал рекламные листовки – визитки «КАРО фильм» с адресами и телефонами всех кинотеатров этой сети.

По словам участников рынка, без ростовых кукол немыслимы и различные выставки. «Ситуация, когда на выставке внимание к стенду привлекает забавная кукла, а рядом с ней стоит менеджер, который уже серьезно разговаривает с подошедшими посетителями – это норма», - заметила Любовь Окинина, руководитель дизайн-студии Avenue Promotion.

«Чего только ни приходилось делать - кирпичи, дезодоранты, бутылки, банки, кегли, лекарственные капсулы, – вспоминает Сергей Пикус, генеральный директор рекламной группы «Иллан». - Однажды довелось даже нефтяную вышку делать». Но лидеры среди символов корпоративного бессознательного – почему-то животные.

Например, интернет-кафе ShangrInet в свое время для более заметного обозначения собственного присутствия и отстройки от конкурентов, запустило на прогулки по Невскому красного кота. Промоутер, спрятанный в кукле, старался не только раздавать листовки с рекламой кафе, но и разыгрывать мини-представления. По мнению руководства компании, такой вид привлечения потенциальных потребителей услуг был более эффективным, чем традиционное размещение рекламы на уличных щитах и в метрополитене.

Кукла удивит, но не надолго

Кукла может быть как дополнением к промоакции, так и действовать самостоятельно. «В акции для производителей пельменей, - рассказывает Любовь Окинина, - куклы - символы торговой марки (Царь и Царица) привлекали внимание и раздавали листовки с информацией о проходящей в магазине промоакции, а промоутеры, предлагавшие продегустировать саму продукцию – закрепляли эффект».

А компания «Невские берега» в рамках промоакций использовала своего брэнд-персонажа – розового льва-кондитера – ростовая кукла встречала покупателей в дверях фирменных магазинов компании. Во многих случаях для полноценной акции достаточно просто обаятельной куклы, раздающей листовки.

Профессионалы заметили, что немалую роль в эффективности такого промо играет эффект новизны. Первое время кукла удивляет, но к ней довольно быстро привыкают и перестают реагировать. «Те персонажи, которых мы видим, например, на Невском проспекте, рассчитаны, прежде всего, на гостей и иностранцев – местные жители уже давно перестали на них реагировать в связи с привыканием к одним и тем же персонажам в одних и тех же местах», - замечает Злата Самородова.

«Если люди ежедневно привыкли видеть рядом с магазином веселую куклу, которая приветствует их, а потом ее вдруг не станет, то не исключено, что они зайдут в магазин для того, чтобы узнать, что же случилось с привычным объектом обстановки», - считает Любовь Окинина.

Кукла удивит, но не надолго

Стоимость изготовления кукол колеблется от 15 до 30 тыс. рублей. При этом лишь 15-20% себестоимости куклы - материалы, а все остальное - ручной труд. «Цена работы зависит от 2 факторов – тиражей и используемых материалов. Как правило, заказывают от 1 до 50 кукол, и стоимость тиража в этом случае очень отличается. На цену работы также влияет количество мелких деталей, наличие вышивки или аппликации, а также дополнительных элементов», - рассказал Сергей Пикус. Каркас кукол обтягивают полотном, сверху как правило - мех, флис, флис-махра, а внутри – поролон. Для того, чтобы аниматору было комфортно, нужны вентиляционные отверстия. Служат куклы довольно долго – не меньше года, а при аккуратном использовании и надлежащем уходе – даже дольше.

В кукле чаще всего находится юноша, поскольку физическая нагрузка очень велика. Помимо того, что сама конструкция, как правило, довольно тяжелая, работать приходится и в 30-градусную жару, и в самый сильный мороз, а ведь кукла, в идеале, должна не просто уныло блуждать по пространству, но и вовлекать прохожих в игру. «Мы стараемся подбирать для работы в ростовой кукле промоутера с актерскими способностями – он должен уметь не только общаться и раздавать рекламные листовки, но и вовлекать потенциальных потребителей в игровой процесс», - уверена Злата Самородова.

В заказах на ростовых кукол нет ярко выраженной сезонности. Спрос на такую продукцию сравнительно небольшой – особенно по сравнению с промо-костюмами и мягкими игрушками. Специалисты отмечают, что у отрасли нет шансов выделиться в самостоятельный бизнес, так что производство ростовых кукол – это лишь одно из направлений деятельности агентства, сопутствующее другим.

adlife.spb.ru