04.10.2007

В России появилась новая  мода - на ребрендинг

В 2007-2008 годах в России предвидится около десяти крупных проектов ребрендинга стоимостью около $1 млн каждый, пишет газета «Ведомости».

Максим Парфенчиков, руководитель российского представительства Interbrand Zintzmeyer & Lux рассказал изданию, что в целом российский рынок брендинговых услуг вырастет на 30-50% против нынешних 100-150 миллионов долларов. Менеджеры брендинговых агентств сообщили «Ведомостям», что вскоре будет проведен ребрендинг энергетического «КЭС-холдинга» Виктора Вексельберга. Сотрудник пресс-службы КЭС прокомментировал эту информацию так: «Отрасль становится рыночно ориентированной, и мы задумываемся об усилении бренда. Однако сроки проекта еще не определены и агентство не выбрано».

Как водится, крупные проекты достаются агентствам «первой лиги»: агентство Wolff Olins разрабатывало новый бренд для конкурентов «Вымпелкома» и телекоммуникационных компаний АФК «Система», Landor превратило авиакомпанию «Сибирь» в S7, а ребрендинг Внешторгбанка провело агентство Interbrand. По оценке Парфенчикова, на долю лидеров приходится около 50% рынка брендинга.
Ребрендинг РЖД, который проводил московский офис рекламной сети BBDO, стал своего рода исключением. Сумма контракта умалчивается.

Однако менеджеры конкурирующих агентств считают, что за свою работу BBDO Branding получило около полумиллиона долларов.

Рекорд по затраченным на ребрендинг средствам пока удерживают АФК «Система» и «Вымпелком». Эксперты ситают, что выплаты агентствам с их стороны составили более чем по 1 миллиону долларов. Игорь Ганжа, креативный директор LMH Consulting, заявил «Ведомостям», что рекламные расходы должны быть в разы больше. Александр Еременко, управляющий директор агентства BrandLab, полагает, что РЖД внедрение нового фирменного стиля с учетом рекламы и смены символики может встать в 10 миллионов долларов за несколько лет.

Веяние, породившее повальную моду на ребрендинг, за два года минимум удвоила гонорары российских агентств. Еременко и Валентин Перция, гендиректор BrandAid отметили, что также вырос поток клиентов международных компаний.

«Нам перестали звонить с просьбой «сделать бренд за 5 тысяч евро», - рассказал «Ведомостям» Сергей Митрофанов, директор российского офиса агентства Brandflight. АДмитрий Коробков, председатель совета директоров группы АДВ, утверждает: рентабельность брендинговой компании группы выше других подразделений. Ганжа отметил «Ведомостям», что аналогичная ситуация сложилась и в LMH Consulting.
Елена Чувахина, руководитель российского направления агентства Fitch, отметила «Ведомостям», что два года назад проект в 300-400 тысяч долларов был редкостью, а сейчас стал нормой.

Сегодня такие траты могут себе позволить даже региональные компании. Например, Перепозиционирование магазинов ростовской парфюмерно-косметической сети «Косметичка», например, осуществило агентство Wolff Olins. Гендиректор сети Алексей Полубояров утверждает, что заплатил Wolff Olins не более 450 тысяч долларов. Английское агентство разработало только концепцию, которую воплотили в жизнь российские подрядчики.

Полубояров рассказал газете «Ведомости», что «Косметичка» намерена инвестировать в ребрендинг магазинов 20% от их стоимости.  Алексей Анисько, директор брендингового агентства Evolution, считает, что, если ритейлер планирует за счет ребрендинга повысить продажи или прибыль, следует рассчитывать его окупаемость по принципу других инвестиций в розницу. Он считает, что разумной будет окупаемость в пять лет. По словам Анисько, оценить рентабельность можно по росту выручки в «старых» магазинах, работавших до ребрендинга более года.

Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на данные Российской гильдии маркетологов, рынок брендинга в 2006 году увеличился на 45%, а весь рынок рекламы вырастет на 20%. Брендинг занимает не более 1% рынка рекламы. Валентин Перция из BrandAid утверждает, что именно от этого процента зависят остальные 99%.

Брэнды