09.10.2007
"Гжелка"

"Кристалл" получит "Гжелку"

Торгово-промышленная группа "Кристалл" может стать единственным обладателем водочного брэнда "Гжелка".

Сегодня президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поставит точку в споре о том, кому должны принадлежать права на эту марку.

Судебные баталии за некогда популярный водочный брэнд "Гжелка" между ТПГ "Крис талл" и петербургской компанией "Ливиз" разго релись в конце 2004 года. Напомним, владелец ТПГ "Кристалл", бывший глава ФГУП "Рос спирт пром" Сергей Зивенко приобрел права на "Гжелку" у мос ковского завода "Кристалл" за 131 млн руб. в августе 2002 года. А два года спустя "Ливиз", принадлежащий экссенатору от Ненецкого автономного округа Александру Сабадашу, оспорил это право, выкупив ООО "Гжелка" (последнему якобы принадлежат авторские права на изображение птицы Гжели, помещенной на этикетке водки).

Тогда же Роспатент признал недействительным свидетельство ТПГ "Кристалл" о регистрации торговой марки. Компания обжаловала решение ведомства в суде: апелляция признала его незаконным, однако кассация встала на сторону Роспатента. По инициативе ТПГ "Кристалл" дело было передано в ВАС. Тройка судей в своем определении назвала решение кассации "нарушающим единообразие судебной практики" и рекомендовала президиуму пересмотреть его. Практика показывает, что в случае, если тройка судей выпускает подобное определение, президиум ВАС выносит решение в поль зу лица, которое обратилось с надзорной жалобой,- в настоящем случае в пользу ТПГ "Кристалл", говорит директор юридического бюро "Знак-защита" Роман Захаров.

Предугадать решение президиума сложно, однако в определении приведены достаточно логичные обоснования того, почему решение кассации, отказавшей признать право ТПГ "Кристалл" на марку "Гжелка", нужно пересмотреть, добавляет партнер МКА "ФБК-право" Петр Достовалов.

Однако эксперты считают, что, кому бы ни достались права на торговый брэнд "Гжелка", вернуть позицию лидера рынка, которую водка занимала еще три года назад, уже не удастся. "Еще пять лет назад эта марка стоила примерно $60 млн. Сейчас доля брэнда на рынке составляет менее 1%, а его стоимость - не более $3 млн",- говорит независимый эксперт алкогольного рынка Виктор Хмельницкий. "Доверие потребителя к этому брэнду потеряно.

Успех возрождения зависит не только от финансовых вложений, нужна идея, которая позволит вернуть это доверие",- добавляет начальник отдела по связям с общественностью компании "Русский алкоголь" Александр Коровка. Брэнд "Гжелка" нельзя считать мертвым, возражает генеральный брэнд-менеджер компании "Винэксим" Стэн Кауфман. "У него есть определенная потребительская аудитория и хороший потенциал для роста",- убежден Кауфман. Судьба брэнда зависит от решения президиума ВАС, говорит президент ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко. "Если мы будем на 100% уверены в том, что марка "Гжелка" избавлена от дальнейших посягательств со стороны Роспатента, то, несомненно, займемся разработкой стратегии ее развития",- уверяет он.



КСЕНИЯ БАТАНОВА

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»