11.10.2007

Летать так летать. В будущем году билеты на самолеты серьезно подорожают

За последние пять лет российские авиакомпании получили лишь 42 новых самолета отечественного производства, сообщил вчера на авиационном форуме «Крылья России» руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Между тем авиапарк стремительно устаревает, и его нужно обновлять. А поскольку делать это придется в основном за счет иностранных закупок, с весны 2008 года, по словам г-на Бачурина, ожидается повышение цен на авиабилеты минимум на 20%.

Помимо того, что самолеты у наших перевозчиков в основном старые, они еще и не соответствуют международным стандартам. Как сообщил Евгений Бачурин, 71% отечественных воздушных судов не отвечает требованиям по шумам. Поэтому единственный выход чиновник видит в приобретении самолетов иностранного производства. Но для этого, отметил он, необходимо снять заградительные пошлины на зарубежные аппараты хотя бы в двух сегментах: с вместимостью до 70 кресел и свыше 200 кресел. Машины, находящиеся в промежутке этих чисел, на достаточно хорошем уровне производятся и в России, считает г-н Бачурин.

Большинство опрошенных «НИ» экспертов с таким подходом к решению проблемы не согласны. Как рассказал заслуженный летчик России Александр Акименков, «проблему нехватки отечественных самолетов нужно решать по-другому, иначе мы окончательно загубим наш авиапром». Главная же беда, по его словам, заключается в том, что почти 2 тыс. заводов, которые ранее изготавливали комплектующие детали, уничтожены, а ставить на отечественные самолеты западные детали почему-то считают непатриотичным. «А закупать подержанные иностранные самолеты патриотично?!» – возмущается летчик.

Эксперт признает, что многие наши модели действительно не отвечают требованиям по шуму. Однако и эта проблема, по его словам, решаема. «Просто нужно на разработку двигателей выделить деньги, которых в России вроде бы сейчас хватает, –предлагает он. – Также государство могло бы, как и во всех развитых странах, дотировать создание новых моделей, но для этого нужна специальная программа, по которой можно проследить, на что пошли деньги. А пока все средства на эти цели у нас разворовывают», – с сожалением констатирует г-н Акименков.

Эксперт по безопасности полетов, попросивший не называть его фамилию, убежден, что закупка иностранных самолетов, особенно подержанных (а сейчас, по его словам, практически только они и приобретаются), лишь затягивает решение давно назревшей проблемы. А с точки зрения безопасности «крылатые секонд-хенды с 20-летним износом, в частности, Боинги-747, -757 на 400 мест», по словам специалиста, потенциально весьма аварийны. «Наши аналоги, например, Ту-204 – не хуже и дешевле в два раза, и заявления, что мы пропадем без зарубежных закупок, – полнейшая чушь. Просто некоторым чиновникам легче купить готовые, пусть и не очень надежные самолеты на Западе, чем заниматься восстановлением отечественного авиапрома. А в результате повышаются цены на билеты, когда этого можно было бы избежать», – убежден эксперт. По его словам, о том, что авиапарк стремительно устаревает, специалисты говорят чиновникам уже много лет, но те лишь отводят глаза.

Нет сомнения в том, что цена авиабилетов вырастет и на внутренних рейсах, и на международных. Поэтому пострадают и те, кто летает по семейным или служебным делам, и те, кто раз в год выбирается за границу по турпутевке. «Конечно, эта новость не обрадует наших туристов, но люди как летали на самолетах, так и будут летать, спрос от этого не станет меньше, – поделилась с «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Разве у нас в стране что-нибудь дешевеет?!»

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Новые Известия