15.10.2007

Генеральный директор радиостанции «Эхо Москвы» Юрий Федутинов - «Мы можем позволить себе честность»

Юрий Федутинов - генеральный директор радиостанции «Эхо Москвы» Радиостанция «Эхо Москвы» формально принадлежит государству через «Газпром» и «Газпром-Медиа». Однако редко какое частное СМИ позволяет себе так критиковать власти, как это делает «Эхо». На радиостанции выступают политики и журналисты, для которых закрыт эфир других электронных СМИ. Генеральный директор «Эха Москвы» Юрий ФЕДУТИНОВ рассказал «НИ», как радиостанции удается сохранять независимость и в каких программах рекламодатели боятся размещать свои ролики.

– Сейчас «Эхо Москвы» вещает в 40 городах страны. Это предел или вы будете расширяться и дальше?

– Конечно, хотелось бы расширяться, чтобы нас слышало больше людей и в нашей стране, и за ее пределами. И в последнее время за рубежом это становится легче, чем внутри. Вертикаль власти продолжает отстраиваться, и вместе с ней отстраиваются и средства массовой информации. Расширение вещания может происходить двумя способами. Или местный вещатель берет франшизу и принимает на себя обязательства по ретрансляции радиопрограммы, или наше московское предприятие получает лицензию на вещание в том или ином городе. Так вот, в прошлом году «Эхо Москвы» получило одну такую лицензию, в этом – ни одной. Федеральная конкурсная комиссия представляет интересы действующей власти, а властные структуры в распространении программ «Эха Москвы» не заинтересованы. Странно, мы ведь платим налоги…

– В какие города вы хотели бы прийти в первую очередь?

– Мечтаем о городах-миллионниках. Нас нет в Новосибирске. Недавно было прекращено вещание в Красноярске. Мы хотим быть лучше представленными в европейской части, так как здесь отсутствует проблема часовых поясов, что для разговорного формата критично. Но на сегодняшний день мы больше боремся за то, чтобы нас не выключили, скажем, в Тольятти… Там наша радиопрограмма, говорят, мешала росту производительности труда на местном автозаводе.

– Как в столице сказывается конкуренция со стороны других разговорных радиостанций, прежде всего «Сити-FM», которое также принадлежит «Газпром-Медиа»?

– Появление в Москве нескольких радиостанций разговорно-информационного формата было ожидаемо. По нашему мнению, было и остается желание размыть аудиторию «Эха Москвы». Понятно, с чьей стороны. Но на сегодняшний день это не удается, и свою тактику и стратегию меняют, скорее, наши конкуренты, нежели мы сами. Есть такое понятие «аудитория четверти часа», которое очень важно в радиовещании для коммерческого успеха. Так вот, по многим отрезкам эфира, особенно в «автомобильное» время и время «телевизионное», мы первые на московском рынке. И лишь днем, когда люди в офисах слушают музыкальные радиостанции, наши позиции ухудшаются.

– За счет чего вам удается удерживать слушателей?

– Мы можем себе позволить то, что не могут позволить другие станции разговорного формата: честность. Они создавались под определенную задачу и вынуждены делать то, что им разрешили. А наши редакционные традиции позволяют или, если хотите, заставляют нас придерживаться независимой позиции от различных диктующих структур, которых сейчас становится все больше. Благодаря этому слушатели нам доверяют. А в разговорном формате доверие слушателей является ключевым для успеха радиостанции.

– Существует практика влияния на СМИ, когда давят не напрямую на редакцию, а на рекламодателей, рекомендуя им не размещать рекламу в определенном месте. Вы с таким сталкивались?

– Мы сталкиваемся с другими случаями, когда рекламодатели не хотят размещать свою рекламу в передачах некоторых ведущих, которые известны своей критической позицией по отношению к властным структурам. Но при том объеме рекламы, который сейчас есть на «Эхе Москвы», это имеет очень незначительное влияние на коммерческие показатели радиостанции. Наша независимая позиция в значительной мере связана и с тем, что мы – проект прибыльный. Если бы мы не приносили дивиденды акционерам, наши позиции были бы существенно слабее. В конечном счете независимая позиция в журналистике – это ведь не только вопрос внутренней свободы, но и профессионализма.

– Независимость приносит прибыль?

– Да. И прибыльность является условием независимости. Это такая формула.

– Насколько востребован нынешний формат «Эха» – длинные передачи, которые порой длятся больше часа? Планируется ли переход к коротким и динамичным программам?

– Помните знаменитое «Ты на кого работаешь?». Мы хорошо изучили тех, на кого мы работаем. Хорошо это или плохо, но во всем мире информационные радиостанции разговорного формата обращаются к аудитории старше 40 лет. Эта аудитория проводит у радиоприемников значительно больше времени, чем молодежь, которая постоянно переключается с одного канала на другой. Прошла песня, которая понравилась, пошла, которая не нравится – переключились. Социологи называют это индексом пересечения аудиторий. С «Эхом Москвы» такой прием не проходит, потому что продукт уникальный. Где еще услышишь такой звездный состав? Поэтому люди проводят с «Эхом Москвы» гораздо больше времени, чем с другими радиостанциями. И мы можем и должны делать передачи, которые соответствуют стилю прослушивания. Хотя утром, когда люди готовятся к рабочему дню и слушают радио на кухне, наше вещание отличается динамичностью и большим информационным наполнением. Утренние программы сделаны именно для того ритма жизни, который характерен для данного временного отрезка.

– Вы делите программы на прибыльные и убыточные? Как на телевидении, где сетку вещания размечают тремя цветами: зеленые – рейтинговые, желтые – средние, красные – надо убирать из эфира.

– На «Эхе Москвы» так не принято. Действительно, у нас есть программы, которые являются абсолютными лидерами нашего эфира, что мы видим благодаря социологическим исследованиям. Это программы «Разворот» и «Ищем выход», «Власть» с Евгением Киселевым и «Плавленый сырок» Виктора Шендеровича. Не все рекламодатели согласятся разместить свою рекламу у Доренко, Латыниной, Киселева или Шендеровича, как в былые времена. Но эти ведущие привлекают к себе огромную аудиторию, которая будет оставаться с нами до или после, в других программах и в другое время. Поэтому мы исходим из окупаемости проекта в целом. И поскольку «Эхо Москвы» – проект прибыльный, значит, мы поступаем правильно.

– В каком направлении дальше будет развиваться радиостанция?

– Радио – очень динамичный бизнес. Он меняется буквально ежедневно. Сегодня происходит модернизация государственных теле- и радиоканалов. Завтра могут появиться какие-то новые разговорные проекты. А послезавтра мы узнаем, что тот или иной конкурент попытается поставить под нашего ведущего своего и размыть нашу аудиторию, и нам придется реагировать. Мы находимся на территории информационно-аналитического, просветительского вещания, оставаясь развлекательным проектом. Развлекательное русло – это не только СТС и не столько МTV. Развлекаются все по-разному. Кто-то играет в теннис, кто-то ловит рыбу, кто-то сидит в библиотеке. И мы хотим развлекать так, как мы умеем это делать, чтобы людям было интересно проводить с нами время.

– А развитие сайта, вещание в Интернете?

– Это все – способы доставки обращения. Если бы вы меня спросили, не хотите ли вы вещать на средних волнах, переходить в «цифру», заняться спутниковым вещанием, я бы ответил – да, конечно, мы занимаемся спутниковым вещанием, мы думаем о «цифре». О средних волнах думаем в меньшей степени. Вещание в Интернете у нас идет. Развитием сайта занимаемся очень активно, потому что синергия Интернета и радио – это перспективно. И сайт «Эха» хоть и не сопоставим по себестоимости с теми сайтами, которые делают профессионалы, он, тем не менее, интересен для пользователей и рекламодателей. Мы развиваем телевизионное направление. Если нам не дают возможности заниматься тем, что мы умеем делать, потому что делаем это слишком хорошо, мы будем делать то, что пока не додумались запретить.

– Несколько лет назад вы пытались запустить вторую станцию «Арсенал», но тот проект не состоялся…

– Проект «Арсенал» был связан с умощнением передатчика и переносом его на нормальную опору. Для этого требовалось разрешение органов власти. И три года мы это разрешение получить не могли! А те промежуточные разрешения, что мы по недосмотру получали, отбирались задним числом. После того, как мы станцию продали, новый собственник решил все вопросы за три месяца. Поэтому мы больше не хотим заниматься теми проектами, которые предусматривают участие бюрократии в развитии радиостанции.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

Новые Известия