15.10.2007

Сотовикам прописали кириллицу. Россвязьохранкультура запретила операторам связи использовать транслит

"Использование операторами связи в своих взаимоотношениях с пользователями услуг связи графической основы латинского языка (латиницы) на всей территории действия выданных лицензий будет рассматриваться при проведении мероприятий по контролю как нарушение", - говорится в Россвязьохранкультуры, появившемся в пятницу на сайте ведомства.
Выборочная проверка операторов, оказывающих услуги радиотелефонной связи в части использования русского языка была проведена по обращению Генеральной прокуратуры РФ. По результатам этой проверки операторам связи были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Этому предшествовало обращение в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) владельцев мобильных телефонов. Они сообщали, в частности, о получении ими от операторов связи СМС рекламного и информационного характера, в которых использовалась латиница, - пишет РБК-daily.
В соответствии с требованиями п.2 ст.48 федерального закона "О связи" взаимоотношения операторов с клиентами на территории России должны осуществляться на русском языке. Использование сотовыми операторами латиницы при общении с клиентами рассматривается как нарушение. Данная мера рассчитана на применение на всей территории действия выданных лицензий.
Проверку операторов Россвязьохранкультура провела еще летом, тогда же и разослала предписание с требованием перейти с латиницы на кириллицу. Однако лишь компания "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") общается со своими абонентами на русском языке с 5 октября. Информационные SMS от сервисного центра МТС приходят, как правило, на кириллице, однако сообщения о балансе или пропущенных вызовах появляются на дисплеях на латинице, - отмечает газета "Газета". В "МегаФоне" терпеливо объясняют прописные истины. "Использование латиницы при рассылке коротких сообщений обусловлено техническими возможностями: латиница позволяет написать более длинное сообщение, чем кириллица", - отмечает пресс-секретарь компании Марина Белашева.
Вопрос выполнения операторами связи требования п.2 ст. 48 закона "О связи" руководство Россвязьохранкультуры обсудит с операторами в ходе совещания, решение о котором было принято в связи со сложившейся ситуацией.
Согласно п.1 ст.68 Конституции РФ и ст.1 федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", государственным языком на всей территории России является русский язык. Кроме того, в соответствии с п.6 ст.3 закона "О языках народов Российской Федерации" алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы, - подчеркивает РБК-daily.
Между тем пока не все телефоны в России поддерживают кириллицу. Определенный пласт несостоятельных абонентов до сих пор пользуется старыми аппаратами, где не предусмотрена такая функция. Кроме того, не очень понятно, что делать абонентам иностранных операторов, которые находятся на территории России в роуминге. Сообщение на кириллице они просто не поймут. Видимо, о решении этой проблемы и будет думать в оставшееся до совещания время Россвязьохранкультура, - пишет "Газета".

CNews.ru напоминает, что написание русского текста буквами латинского алфавита (такой прием получил название транслит) впервые стало применяться в начале 90-ых годов вместе с появлением в России интернета. Причина этого заключалась в отсутствии в тогдашних компьютерных системах поддержки русского языка, либо использование различными программы несовместимых друг с другом стандартов русских кодировок. К концу 90-ых проблема с поддержкой русского при интернет-коммуникациях решилась, и сейчас к транслиту прибегают, в основном, в случае выхода в интернет с зарубежных нерусифицированных компьютеров. Однако тогда же, в конце 90-ых, началось повсеместное увлечение отправкой с мобильных телефонов коротких текстовых сообщений (SMS), и ситуация вновь повторилась: из-за отсутствия поддержки в телефонных аппаратах набора текста на русском языке абоненты вынуждены были использовать транслит. Постепенно на рынке стали появляться полностью русифицированные телефоны, но первое время посылать с них сообщения в кириллице было проблематично: в случае посылки такого текста абоненту, телефон которого не поддерживает русский, получатель не мог прочитать сообщение.
Кроме того, издание отмечает, ссылаясь на слова Андрея Тимошина из Общества потребителей мобильной связи, что "обязать операторов отправлять сообщения только в кириллице будет не корректно по отношению к пользователям. Во-первых, количество старых телефонов, не умеющих читать кириллицу, не так уж и мало - например, свой старый Siemens C25 я отдал своей бабушке, которая прекрасно им пользуется. Во-вторых, многие россияне покупают нелегально ввезенные телефоны либо приобретают телефоны за границей, вследствие чего они также могут быть лишены возможности работать с кириллицей. Наконец, в Россию приезжает немало иностранцев, которым надо присылать сообщения не то что в транслите, а вообще на английском языке", - говорит эксперт. Пресс-секретарь Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик заверил, что в одностороннем порядке запрещать операторам использовать транслит никто не будет. "Мы соберем специальное совещание по данному вопросу с представителями телекоммуникационных компаний, где заслушаем всех их доводы и постараемся выработать приемлемое для всех решение", - сообщил Стрельчик. "Было бы хорошо, если бы действия Россвязьохранкультуры простимулировали операторов давать пользователям самим выбирать, на каком языке и алфавите они хотят принимать сообщения", - резюмирует Андрей Тимошин.



Реклама МТС