23.10.2007

Еврокомиссия наехала на Volkswagen. Автомобильный концерн, судя по всему, лишится господдержки и перейдет под контроль Porsche

У руководства немецкого автопроизводителя Porsche сегодня может появиться реальный шанс осуществить свою давнюю стратегическую задумку -- приобрести контрольный пакет акций Volkswagen (около 30% акций у него уже есть), который производит «народный автомобиль». Путь к враждебному поглощению VW до сих пор был заказан: почти полвека против подобных посягательств инвесторов существует надежный заслон -- закон «О Volkswagen», благодаря которому местные власти вправе блокировать изменения в структуре собственности автоконцерна. Но сегодня, как ожидается, Европейская судебная палата по иску Еврокомиссии объявит этот закон противоправным. Брюссельские чиновники обвиняют Германию в том, что с помощью закона «О Volkswagen» власти страны «защищают Volkswagen от возможных поглощений и препятствуют тем самым свободному движению капитала». Вынесенный вердикт судебной палаты будет окончательным.

Закон «О Volkswagen» вступил в силу 21 июля 1960 года, когда общество с ограниченной ответственностью Volkswagenwerk GmbH было приватизировано и преобразовано в акционерное общество Volkswagen. Мажоритарным акционером с блокирующим пакетом акций автоконцерна тогда стало правительство федеральной земли Нижняя Саксония. Оно получило право препятствовать всем принимаемым в концерне VW решениям, которые были не в его интересах.

Приватизация VW тогда стала результатом спора между правительством ФРГ и земельным правительством Нижней Саксонии. Дело в том, что Британская верховная комиссия, в компетенции которой находилось послевоенное управление в этой федеральной земле, передала завод Volkswagenwerk GmbH «от имени и по указанию Федеративной Республики Германии» земле Нижняя Саксония. Однако в результате этого акта возник спор о том, была ли наделена земля правом собственника на все имущество завода в Вольфсбурге или лишь правом управления автомобильным производством. Спор удалось уладить лишь с помощью «государственного договора», заключенного между обеими конфликтующими сторонами -- федеральным центром в Бонне и правительством Нижней Саксонии в Ганновере. Этот документ и лег в основу закона «О Volkswagen».

Одной из важнейших причин издания данного закона было нацистское прошлое Volkswagen. Создание автомобиля KdF (его потом стали называть VW Typ 87) было важнейшим проектом национал-социалистической организации, называвшей себя «Сила благодаря радости». Новый автомобиль должен был стоить 990 рейхсмарок («Гитлер велел «меньше тысячи»), и тем самым предполагалось, что он будет общедоступным. Заинтересованные лица начиная с 1938 года еженедельно могли приобретать накопительные облигации стоимостью 5 марок. После того как накапливалась сумма полной стоимости авто, его выдавали владельцу. Для сборки автомобиля KdF в 1938 году близ нижнесаксонской деревни Фаллерслебен -- по сути, в чистом поле -- было начато строительство завода Volkswagen. Для рабочих был построен город, который нацисты назвали «городом автомобиля KdF» (после войны он был переименован в Вольфсбург).

Однако полученные от накопительных облигаций средства не были направлены на строительство нового автозавода. И незадолго до начала войны строительство Volkswagen взял в свои руки «Германский трудовой фронт» -- самая мощная финансовая группировка национал-социалистической партии. Частично новое производство возводилось на средства профсоюзов, присвоенные нацистами после их разгрома в 1933 году. Таким образом, финансовую основу «народного автомобиля» образовали государственный грабеж профсоюзного состояния и использование труда гастарбайтеров сразу после начала второй мировой войны.

В результате принятия в 1960 году закона «О Volkswagen» удалось достичь консенсуса между федеральным центром, земельным правительством, профсоюзами, а также обманутыми вкладчиками, приобретавшими облигации. Конец спорам вокруг закона положило решение западногерманского конституционного суда, признавшего в 1960-е годы закон «отвечающим конституционному порядку ФРГ».

Но в XXI веке против этого закона выступила Еврокомиссия, которой, судя по всему, удастся добиться его отмены. Все затронутые доживающим последние часы законом «О Volkswagen» стороны -- Берлин, Ганновер, Вольфсбург и Штуттгарт -- не комментируют ситуацию, дабы не оказывать давления на суд. Впрочем, в федеральном центре, против которого и был возбужден европейский судебный иск, похоже, готовы смириться с отменой особых привилегий VW.

Прямым следствием отмены закона станет смена владельца Volkswagen. Porsche уже является владельцем 30% акций Volkswagen, а с отменой ограничений на движение акций концерна из Вольфсбурга ему не составит труда консолидировать еще 20%. Руководство Porsche уже заявило, что намерено интегрировать Volkswagen в свой концерн. Юрий ШПАКОВ, Берлин

Время новостей