24.10.2007

Volkswagen лишился защиты от иностранных инвесторов. Теперь на него претендует Porsche 

Европейский суд отменил закон, защищавший автоконцерн Volkswagen от покупки иностранными инвесторами, пишет Газета.ru.  «Закон о Фольксвагене» признан противоречащим действующему в ЕС праву на свободный оборот капитала, мешающим ведению бизнеса и затрудняющим иностранные инвестиции. Также суд признал незаконным требование, по которому принятие стратегических решений возможно только с одобрения держателей 80% акций. Этот закон, принятый еще в 1960 году с целью ограничить долю одного акционера 20% голосующих акций ФРГ, должен либо измениться, либо быть отмененным. Власти Нижней Саксонии, в которой располагается штаб-квартира Volkswagen, имели право направить в наблюдательный совет двух представителей, сообщает Газета.ru. Размер пакета акций Нижней Саксонии не имел при этом значения. Это позволяло местным властям блокировать любые стратегические решения компании.

В 1960 государство владело около 20% акций, однако уже в 1965 году оно продало свой пакет. Власти Нижней Саксонии сохранили свою долю. Германии выгоден «Закон о Фольксвагене» добровольно еще и потому, что он помогает сохранить рабочие места на предприятии, социально-значимом для страны. Еврокомиссия, однако, не приняла доводы Германии, и, имея своей целью создание единого бизнес-пространства во всех странах ЕС, подала в марте 2005 года судебный иск. Еще в феврале 2007 года генпрокурор Европейской судебной палаты Руис-Харабо Коломер рекомендовал суду отменить закон, из чего не сложно было догадаться, что Еврокомиссия выиграет суд.

Вероятно, контроль над VW перейдет к компании Porsche, которой принадлежит 31% акций. В Porsche уже заявили о том, что приветствует решение суда, и на правах инвестора намерены увеличивать свою долю в VW до 51%. Для этого Porsche должен убедить других акционеров продать свои акции.

Российские компании вряд ли смогут претендовать на долю в VW, поскольку не имеют ресурсов для совершения таких покупок. Аналитик ИК «Финам» Константин Романов отметил Газете.ru, что «предполагать это сейчас было бы чем-то из области фантастики». По его словам, АвтоВАЗ сейчас сконцентрирован на собственном восстановлении и развитии, «Русские Машины» уже купили долю в Magna, и ждать, что они будут претендовать на VW, нелогично. По поводу концерна «Северсталь» аналитик сказал, что это предприятие имеет другую бизнес-модель, нацеленную, скорее, на совместные проекты, поэтому их тоже вряд ли заинтересует доля в VW.

Также препятствует российским инвесторам стремление Евросоюза ограничить приток российского капитала. Пока ЕС в первую очередь пытается защитить от нежелательных зарубежных инвесторов свой энергетический сектор, опасаясь появления монополий на внутреннем рынке и нарушений условий конкуренции, пишет Газета.ru.

Германия является одной из стран, которые наиболее активно ограничивают иностранные инвестиции. Примером этому может служить июльское высказывание канцлера Германии Ангелы Меркель. Тогда она заявила о необходимой защите стратегических отраслей экономики от нежелательных вложений из России и Китая.