25.10.2007

Скоро сказка сказывается… "ИОН" разогревает рынок перед появлением iPhone

Сеть розничной торговли мобильных телефонов и электроники "Цифровой центр ИОН" разместила рекламные модули с изображением коммуникатора iPhone, давно ожидаемого не только в России, но и во всем мире. Сегодня суперпопулярный аппарат компании Apple продается только на своей родине в Америке, где расходится миллионными тиражами. В размещенной "ИОН" рекламе отчетливо виден оператор связи МТС, в котором работает смартфон, что вызвало волну слухов и предположений о скором появлении в России iPhone, привязанном к оператору МТС.

В Соединенных Штатах Америки iPhone появился 29 июня этого года и за три месяца было продано уже 1.389 миллиона единиц. Его активно приобретают и российские потребители через предприимчивых дельцов, покупающих смартфон в Штатах и реализующих, по сути, нелегально в России. Незаконно это еще и потому, что iPhone по контракту Apple привязан в США к определенному оператору связи Cingular Wireless и не должен работать с другой сим-картой. В России же всего за 2000 рублей (в среднем по черному рынку) умельцы активируют аппарат для работы с любым оператором. Дата официальных поставок в нашу страну до сих пор не определена. По аналогии с ситуацией в США многие предполагают, что коммуникатор также поступит в продажу, привязанный к определенной российской сотовой компании. В прессе уже не раз поднимались слухи о возможном сотрудничестве Apple то с компанией МТС, то с "Вымпелком" (ТМ "Билайн").

Не удивительно, что в появившейся рекламе "Цифрового центра ИОН" потребители сразу заметили пиктограмму оператора с буквами MTS. Некоторые СМИ поспешили заявить о готовности оператора продавать в России iPhone со своей прошивкой. Однако представитель пресс-службы МТС в интервью Sostav.ru опроверг эти слухи: "Компания МТС постоянно рассматривает новые идеи, мы заинтересованы в работе с Apple и будем рады возможности предложить iPhone нашим абонентам. При этом, на данный момент ещё рано говорить о каких-либо детальных планах совместного продвижения iPhone, так как сейчас перспективы запуска iPhone в России не определены самой компанией Apple. Конкретные планы будут зависеть от готовности и стратегии Apple развиваться в России".

В подобном духе высказался и PR-директор компании "Цифровой центр ИОН" Дмитрий Кузьмицкий: "Рекламный модуль, появившийся в журналах и на улицах, четко позиционирует компанию "Цифровой центр ИОН", как розничную сеть мобильной электроники, идущую в ногу со временем. Мы одними из первых начинаем продавать новые модели ноутбуков, карманных компьютеров, коммуникаторов и прочей техники. Что же касается начала продаж непосредственно Apple iPhone, то здесь мы будем последовательны: как только эти устройства пройдут сертификацию и будут разрешены к официальной продаже - они сразу появятся в магазинах ИОН".

О розничной цене нового коммуникатора Дмитрий Кузьмицкий также не спешит говорить предметно: "Зачастую товар проходит через несколько компаний и многое зависит от "входной" стоимости". Относительно переговоров с Apple в "ИОН" Sostav.ru заявили, что вопрос о сотрудничестве остается открытым.

"Если проанализировать историю освоения iPhone российского рынка, - говорит в интервью Sostav.ru ведущий IT-специалист крупной ритейлеровой компании, - то становится ясно, что первые телефоны были "разлочены" (адаптированы) под МТС. Вызвано это было тем, что программной "разлочки" не было и телефоны адаптировали методом "мультисим" (телефон работает с сим-картой, которую запрограммировали особым образом, совместив в ней некоторую информацию с карточки AT&T и некоторую информацию с карты нужного оператора, в нашем случае - МТС ). Техническую сложность этого метода составляло использование дополнительного устройства для программирования чистой сим-карты и считывания с карты нужного оператора необходимой информации. Считывание такого рода информации с сим-карты МТС просто занимало наименьшее количество времени по сравнению с другими операторами. Сейчас же существует новый метод программной "разлочки", позволяющий адаптировать iPhone под любого оператора сотовой сети", - заявил эксперт.

В самой компании Apple пока отказываются комментировать любую информацию.
Главный же вопрос "когда iPhone появится на российском рынке?" так и остается открытым. Некоторые ритейлеры предполагают его появление к рождественским и новогодним праздникам. В частных разговорах продавцы "ИОН" уверяют, что первая партия смартфонов уже проходит сертификацию в России. Однако это не подтверждается руководством "Цифрового центра". Некоторые эксперты отводят россиянам незавидную участь остаться без "белых" коммуникаторов еще не меньше года, но программисты делают более утешительные прогнозы, основываясь исключительно на IT-приметы. По тому, как сформированы пакеты кодировщики программ, а также ряду других признаков, они считают, что Россия попала в список приоритетных стран, наряду с Японией и некоторыми европейскими государствами.

Стоить отметить, что на сегодняшний день каждый шестой проданный в США аппарат не регистрируется в сети AT&T, из чего можно сделать вывод, что существенная доля реализованных в магазинах iPhone уходит в другие страны, где они были нелегально адаптированы под других сотовых операторов. Такое положение дел наверняка не могло остаться незамеченным Apple и совсем недавно появилась информация, что первой страной, куда поступят разблокированные смартфоны, станет Франция, где ввиду сложностей с законодательством иной вариант не возможен. Если это действительно правда, то можно ожидать на российском рынке уже французские аппараты, которые не будут требовать дополнительных манипуляций с адаптацией, что вызовет падение цен на черном рынке. Сейчас при стоимости 8 гигабайтной версии iPhone в США 399 долларов, он продается в России в среднем за 25 тысяч рублей.

Резонно ожидать появление в нашей стране iPhone перед новогодними праздниками, когда будет наибольший спрос на всю цифровую технику. Тогда мы и узнаем, что же все-таки означала обнадеживающая фраза "Скоро…" рекламных проспектов "Цифрового центра ИОН" - PR за счет популярного бренда, или реальное обещание. Пока же из ответов Дмитрия Кузьмицкого напрашивается первый вывод.

Александр Кленин, Sostav.ru

Реклама iphone от ИОН

Офис "ИОН", Здание Центрального телеграфа в Москве.
Фото: Даниил Овчинников, Sostav.ru
Александр Кленин, Sostav.ru