30.10.2007

"Замороженные" цены создали ажиотаж. На ряд товаров спрос повысился в два-три раза

Дистрибуторы и производители зафиксировали на прошлой неделе двух-трехкратный рост спроса на продукты, цены на которые заморозили соглашением компаний. Среди товаров, спрос на которые заметно повысился, подсолнечное масло, консервы, мука, крупы. По словам директора по связям с общественностью "Бунге СНГ" (ТМ "Олейна", Ideal) Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: "В некоторых магазинах даже появлялись объявления: 'Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем'", - сообщает "Коммерсант".

Глава компании 'Царь-Град' Дмитрий Алефанов говорит, что "в ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок". Главный экономист инвестбанка 'Траст' Евгений Надоршин поясняет, что это модель так называемой инфляции ожиданий. "Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены,- продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется - население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят". Ситуация напоминает ему замедленный вариант событий на продовольственном рынке 1992-1993 годов и осени 1998 года: дефицит на фоне растущей инфляции. Напомним, что цены на ряд продуктов заморожены с 15 октября 2007 года по 31 января 2008 года. Экономисты уже предупреждали о возможности возникновения ажиотажного спроса и дефицита на ряд позиций в торговле, цены на которые заморожены. Но спрос сейчас растет не только на "замороженный" список, но и на другие продукты длительного хранения - речь, прежде всего, идет о консервах всех видов. А потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен. Вслед за базовым сырьем подорожание началось во всей отрасли: по оценкам опрашиваемых экспертов, растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию (+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%).

Однако, как считают производители и дистрибуторы, повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети - как ожидая дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли. "В ожидании подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети - чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль",- говорит директор департамента развития группы "Эрконпродукт" (один из крупнейших производителей молочной продукции и овощных консервов) Евгений Золотайкин. А глава компании "Внешэкономпрод" Александр Попов не исключает, что розничные торговцы изменили закупочную политику в ноябре-декабре, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы. По словам господина Золотайкина, роль в формировании ажиотажа играет и сезонный рост спроса на продовольствие в ноябре-декабре - на сезон перед Новым годом приходится пик продаж продуктов питания. Но крупные ритейлеры, работающие на федеральном уровне, подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах "Седьмого континента", X5, "Копейки" и других заявили, "что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет".

Повышенный спрос, однако, отмечают в региональных сетях. По словам руководителя розничного направления группы "Добрыня" Константина Томенко, три-четыре недели назад ажиотаж затрагивал растительное масло. Теперь, зная о подорожании с 31 января, население спешно закупается по прежним ценам. "Если раньше в день у нас покупали 100 бутылок подсолнечного масла, теперь - 500", - отмечает он. Группа "Добрыня" владеет восемью магазинами в Перми и Пермском крае.

Гендиректор агентства R&I Group Юний Давыдов обращает внимание на возможность локальных кризисов спроса - он вспоминает ситуацию с ажиотажным спросом на соль и сахар в ряде регионов в 2006 году. "'Соляной кризис', во время которого соль пропала с полок магазинов, а торговцы не смогли удовлетворить спрос, развивался в геометрической прогрессии",- говорит он. Сети, по его словам, могут увеличивать закупки, чтобы показать потребителю отсутствие дефицита. А ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев прогнозирует, что если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты "будет пересмотрено". Впрочем, масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель, - подчеркивает "Коммерсант".