08.11.2007

Обогащенные молочные продукты: возможности для инноваций на молочном рынке. Исследование компании SIG Combibloc



Мировой рынок молока характеризуется сегодня стабильным ростом. Постепенно все больше молока начинают потреблять и в Азиатских странах, хотя традиционно молоко в них было менее популярно, чем в Европе. Но не все сегменты молочного рынка растут равномерно. Наиболее динамично развиваются молочные продукты с различными добавками, заменяющие простое белое молоко, потребление которого в чистом виде растет более медленно. В качестве добавок, подчеркивающих функциональную направленность напитка, могут использоваться соя, экстракты растений, сок, пищевые волокна, минеральные компоненты и витамины.

У этой тенденции существует несколько причин. Во-первых, неуклонно дорожает сырое и сухое молоко, что приводит к снижению прибыли производителей. Они заинтересованы в развитии новых ниш и сегментов, поскольку продвижение новинок позволяет получить дополнительную прибыль и конкурентные преимущества. Во-вторых, все больше потребителей уделяют внимание здоровому питанию и качеству потребляемых продуктов. Во-третьих, полезность должна сочетаться еще и с приятным вкусом, продукт должен быть источником положительных эмоций, оказывать благоприятный внутренний и внешний эффект на организм. Молоко позиционируется как альтернатива прохладительным напиткам, чаю или кофе, может быть основой различных коктейлей и миксов. Наиболее распространенные вкусовые добавки: латте маккиато, шоколад, ваниль, клубника, фруктовый сок.

И, наконец, в-четвертых, продукт должен иметь удобную и практичную упаковку. Поскольку потребление становится все более демократичным, многие продукты потребляются прямо на ходу. Поэтому все популярнее среди потребителей становится порционная упаковка. Интересная форма, наличие завинчивающейся крышки, яркий дизайн и длительный срок хранения молочного продукта (УВТ-технология) - это реальные преимущества, которыми может воспользоваться покупатель. Выгодны они и производителям, поскольку цена продукта в порционной упаковке в пересчете на 1 литр выше, чем в упаковке объемом 1 литр и более. Порционная упаковка удобна в период тестового запуска нового продукта, когда потребитель впервые пробует новинку. Наконец, порционная упаковка может эффективно использоваться в высокомаржинальных каналах сбыта - кинотеатрах, торговых центрах, офисах.

В России темпы роста "не белого" молока начинают постепенно опережать общие темпы роста рынка. Планируется, что к 2010 г. общий объем рынка молока составит 1243 млн. л., при этом категория "не белого" молока возрастет до 9%. Для сравнения, объем рынка молока в 2006 г. составлял 1025 млн.л., категория "не белого" молока - 7%. Наиболее динамично на российском рынке развиваются два сегмента - концентрированное молоко, которое переходит из массовых продуктов в премиальные, и сливки, где активно развивается порционная упаковка и появляются новые бренды. По нашим прогнозам, в 2007 году объем сегмента "сливки" составит около 20 млн. литров. К 2010 году этот объем может возрасти от 40 до 50 млн. литров.

Рост сегмента "не белого" молока в России продиктован улучшением показателей уровня жизни и снижения количества бедных граждан, для которых простое белое молоко является одним из продуктов питания. Согласно исследованиям, в период с 2000 г. по 2006 г. рост доходов населения составил 630%. Поэтому сегодняшний российский потребитель схож по своим ожиданиям со среднеевропейским потребителем. Он желает получить более интересный, "комплексный" продукт с дополнительными преимуществами и готов платить за него больше.