13.11.2007

 Рекламные бюджеты кинокартин мигрируют в Интернет и BTL

Рекламные бюджеты российских фильмов ежегодно растут на 20-25%, обгоняя при этом рост зрительской аудитории в 2-2,5 раза. В связи с медиаинфляцией и ростом числа копий, создатели фильмов вынуждены увеличивать рекламные бюджеты, за ростом которых не успевают бокс-офисы картин, пишет газета РБК daily. По мнению участников рынка, увеличение затрат на продвижение постоянно снижает доходность картин, что вынуждает перераспределять рекламный бюджет в пользу Интернета и BTL. Еще один выход - производство фильма при поддержке телеканалов.

Агентство Carat приводи данные, согласно которым в первой половине года на рекламу фильмов в России было потрачено 34,5 миллионов долларов.  Только у фильма «Волкодав» бюджет превысил отметку 3,5 миллиона долларов. У фильмов «Параграф 78» и «Слуга государев» бюджеты составили более 2 миллионов долларов. Затраты на продвижение остальных картин составили от 300 тысяч до 2 миллионов долларов, пишет РБК daily.

По данным Carat, в прошлом году на продвижение топ-60 фильмов было потрачено 60 миллионов долларов, а в 2005-м затраты на рекламу топ-33 картин составили 48,5 миллионов долларов.
Руководитель медиагруппы агентства Carat Дарья Куркина рассказала изданию, что в 2006 году темпы прироста рекламных бюджетов на продвижение фильмов составили 45% в целом по категории (включая затраты на ко-промо).

В 2007 году, согласно прогнозам, затраты будут расти в темпе не ниже прежнего. Это связано с выходом фильма «Ирония судьбы-2», на продвижение которого планируют затратить столько же, сколько на рекламу «Дозоров».

Гендиректор UCPR-Research и начальник отдела социологических исследований «ЭСПАР-Аналитик» Мирослава Цапко рассказал РБК daily, что продюсеры воодушевлены прошлогодним успехом фильмов «Питер FM» и «Сволочи». На рекламу этих картин было потрачено не более 1 миллионов долларов. В кинотеатрах ленты собрали больше 200 миллионов рублей.

По словам Мирославы Цапко, многие решили, что для хороших сборов российского фильма с бюджетом 1,5-3 миллионов долларов достаточно потратить на продвижение 1,5 миллионов долларов, что неверно. В качестве примера она приводит создателей картин «Одна любовь на миллион», «Дерзкие дни» и «В ожидании чуда». Только одному «В ожидании чуда» удалось собрать в прокате чуть больше 100 миллионов рублей.

Директор кинокомпании СТВ Сергей Сельянов уверен, что рекламные бюджеты в 1,5-2 миллионов долларов ушли в прошлое: «Эффективная рекламная кампания фильма в 2008 году обойдется российским продюсерам в 4,5-5 миллионов долларов из-за повышения цен на телерекламу и наружку. Но такие затраты в продвижение уже не могут окупиться кассовыми сборами, которые практически не растут».
В этом мнение Сельянова полностью разделяет исполнительный директор компании «Централ Партнершип» (ЦПШ) Сергей Шестаков. Он рассказал РБК daily, что год назад на продвижение «Волкодава» было потрачено 6 миллионов долларов, сейчас та же рекламная кампания обошлась бы в 8-9 миллионов долларов.

Медиаинфляция, составляющая 30% в год, тяжело скажется на российской киноиндустрии: фильмы не могут конкурировать с товарами массового спроса, но без рекламы сложно рассчитывать на приличный бокс-офис, уверен Шестаков.

Роста затрат на продвижение также провоцирует рост числа копий из-за быстрого развития кинотеатрального рынка. Так, например, сейчас количе¬ство копий для блокбастеров превышает 500, а производство одной копии обходится в 1-2,5 тысяч долларов.

Мирослава Цапко говорит: «Понимая, что нужно искать новые способы продвижения фильмов, продюсеры хотят, чтобы рекламные агентства активизировали BTL-направление и уделяли больше внимания интернет-направлению».

Гендиректор Art Pictures Дмитрий Рудовский считает, что своим успехом фильм «Жара» обязан тем, что на долю Интернета и BTL пришлось 20% из 2,5 миллионов долларов рекламного бюджета. По его словам, в фильме «Обитаемый остров» доля BTL и Интернета дойдет до 40%.

Гендиректор агентства MediaNet Антон Ефимов заявил РБК daily, что рекламные бюджеты фильмов в Интернете в этом году утроились. «Интернет - самое эффективное медиа для продвижения кино. Срок проката фильмов в кинотеатрах короткий, две-три недели, а Интернет позволяет оперативно управлять аудиторией», - считает он.

По мнению Шестакова, выпуская блокбастер, рассчитывая собрать в кинотеатрах более 15 миллионов долларов, без телерекламы не обойтись. В таком случае выгодно продвигать фильмы совместно с каналами. Именно у фильмов, произведенных совместно с телеканалами, самые высокие рекламные бюджеты: «Турецкий гамбит» и «Дневной дозор», произведенные «Первым каналом» более двух лет назад, потратили на рекламу больше 5 миллионов долларов каждый, пишет РБК daily.