21.11.2007

Неинтересные выборы. Политическая телереклама пока остается незамеченной

 По данным инициативного опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), влияние предвыборной агитации на телевидении пока невелико. Большинство россиян не смогли оценить телеролики политических партий, так как попросту их не видели или не запомнили. При равном по законодательству выделенном времени число запомнивших видео-обращения разница от 14% до 41% в зависимости от партии. Эксперты связывают неутешительные итоги исследования с ощущением предопределенности итогов голосования и отсутствием оригинальных роликов.

Лучше всего запомнились телезрителям ролики "Единой России". Их посмотрели 36% опрошенных. Ролики ЛДПР видели 25% респондентов, КПРФ - 22%, "Справедливой России" - 21%. Меньше других запомнились ролики СПС и "Яблока" (18% и 16%), а также "Патриотов России" и Аграрной партии (14% и 12%). Ролики "Гражданской силы", ДПР и Партии социальной справедливости смотрели только 7-9% опрошенных.

Не удивительно, что респонденты, планирующие пойти на выборы в Госдуму 2 декабря, как правило, проявляют больше интереса к агитационным материалам партий, чем те, кто участвовать в голосовании не собирается. Россиян уже решивших, за какую партию отдать свой голос, - больше, чем тех, кто затрудняется ответить на вопрос о партийных предпочтениях. Так, ролики "Единой России" видели 39% потенциальных избирателей и только четверть их них посмотрели те, кто на выборы не пойдет. Всего сюжеты заметили 40% от числа определившихся с партийными предпочтениями и 26% - от неопределившихся.

Зрительские симпатии пока больше всего на стороне "Единой России": 71% видевших их отмечает, что ролики понравились и только 16% - не понравились. Ролики "Справедливой России" половина опрошенных оценивает со знаком "плюс", треть - со знаком "минус". Ролики ЛДПР, КПРФ и СПС получают 38-39% положительных оценок и несколько больше - 43-47% - отрицательных. Самыми слабыми зрителям показались ролики "Яблока" (+27%, -57%).

Ролики "Единой России" и "Справедливой России" ориентированы в большей мере на потенциальных избирателей: среди них 75% и 53% положительно их оценивают (среди не идущих на выборы - 47% и 29% соответственно). А ролики СПС нравятся 39% видевших их потенциальных избирателей и 42% видевших абсентеистов. Телезрителям, затруднившимся ответить, за какую партию они бы проголосовали на парламентских выборах, чаще всего нравятся ролики "Единой России" (57%), "Справедливой России" и "Патриотов России" (по 50%).

Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев считает выводы ВЦИОМ вполне объяснимыми, так как большинство роликов демонстрируются в неудобное для массового зрителя время. В интервью Sostav.ru он отметил: "Телевизор россияне смотрят, в основном, либо утром, либо поздно вечером после работы, когда политической рекламы не так много. Основная же масса агитационных роликов не идет в прайм-тайм. Стоит также отметить, что на сегодняшний день интерес к выборам очень низкий. Всем понятны их итоги победы "Единой России". Вопрос лишь в считанных процентах. Поэтому подобная политическая реклама просто не цепляет зрителя, как это было когда-то". Сергей Михеев также посетовал на отсутствие оригинальности агитационной телерекламы: "Видеоряд и содержание роликов достаточно посредственны, причем у всех партий", - заявил Sostav.ru замглавы Центра политических технологий.

Александр Кленин, Sostav.ru