23.11.2007

Минэкономразвития предлагает правительству урегулировать торговую деятельность: товары станут подконтрольны, цены - спланированы

Минэкономразвития разработало законопроект об основах регулирования торговой деятельности, который должен еще обсуждаться и дорабатываться. Этот законопроект оговаривает правила открытия торговой точки. Владимир Тихомиров из «Уралсиба» отозвался об этом документе так: «это возврат к советскому прошлому». В документе есть плюсы: для открытия торговой точки достаточно уведомить власти. Другие новшества радуют меньше, - пишет газета «Ведомости», ссылаясь на текст законопроекта.


Согласно разработанному документу, правительство получает право ограничивать цены или наценки на некоторые товары. По словам чиновника Минэкономразвития, это хлеб, молоко 2,5%-ной жирности, постное масло, овощи и фрукты. Список их составит правительство. Оно же утвердит и список товаров, наличие которых в магазинах будет обязательным. Списки полностью не совпадут, обещает чиновник: «Например, хлеб будет в обоих списках, а соль - только во втором». Стационарные магазины - с фундаментом закон обязывает снабжать автостоянкой, что, по мнению партнера «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максима Кулькова, невыполнимо для крупных городов. Правда, требования к оформлению минимальны: вывеска, режим работы и т. д., обещает чиновник Минэкономразвития. Работать в магазине Минэкономразвития позволит только профессионалам: они должны иметь документ о подготовке. А отовариваться только взрослым: дети до 14 лет этого права иметь не будут. По словам Кулькова, однако, Гражданский кодекс позволяет детям 6-14 лет совершать мелкие бытовые сделки. Ограничение дееспособности - психическая категория, не ясно, как даже профессиональные продавцы смогут диагностировать их душевное состояние, говорит он.

По словам Владимира Тихомирова, эти меры могут снизить инфляцию, официальная статистика ориентируется на базовые товары. Любой магазин заинтересован иметь товары первой необходимости, но рынок лучше государства регулирует их цены, замечает владелец «Виктории» Николай Власенко: этими товарами сети и так торгуют с нулевой рентабельностью, держат их для ассортимента. Чтобы сделать их еще дешевле, надо освобождать их от НДС, предлагает Власенко, а фиксация цен приведет либо к дефициту, либо к ухудшению качества.

Представитель X5 Retail Group Александра Галимова предрекает, что госрегулирование цен повысит издержки бизнеса и отразится на покупателях.Чтобы не допустить дефицита, чиновникам придется регулировать и объем товаров в торговле, считает Тихомиров. Магазинам придется создавать видимость присутствия обязательных товаров на полках, опасается экономист «Траста» Евгений Надоршин. Крупные сети компенсируют низкую маржу на списочные товары высокой наценкой на товары премиум-сегмента, у небольших магазинов этой возможности нет, по ним госрегулирование ударит сильнее всего. Евгений Надоршин заключает, что при этом пострадает и пищепром: зачем покупать акции компании, прибыль которой зависит от социальных задач правительства, - пишут «Ведомости».