26.11.2007

Инвесторы тестируют бытовую технику. Сеть "М.Видео" открыла новый сегмент инвестиций


Акции "М.Видео" существенно подешевели с момента их размещения на российских биржах. Аналитики списывают это на конъюнктуру финансовых рынков, однако прогнозируют дальнейшие публичные предложения от участников рынка бытовой техники и электроники.

Их уверенность объяснима - "М.Видео" открыла выход инвесторам на рынок, который оценивается экспертами в $15 млрд.

Розничная сеть "М.Видео" начала свое развитие в 1993 году, открыв первые магазины в самом платежеспособном регионе страны - центре Москвы. За четыре года сеть расширилась до семи торговых точек, а в 2001 году начала региональную экспансию с открытия магазина в Нижнем Новгороде.

Тогда же компания задумалась о реструктуризации бизнеса. Если раньше "М.Видео" открывала свои магазины хаотично, в помещениях, которые удавалось заполучить (площади торговых площадей варьировались от 500 кв. м до 3 тыс. кв. м), то в преддверии региональной экспансии компания решила унифицировать формат магазинов - их площадь стала составлять 2 тыс. кв. м. От некоторых помещений в рамках оптимизации бизнеса компания даже отказалась. Тогда же "М.Видео" стала задумываться о повышении трафика в существующих магазинах и первой среди "бытовых" ритейлеров внедрила систему продажи техники в кредит.

Перемены в бизнесе требовали обновления и кадрового состава сети. В компанию были привлечены квалифицированные западные менеджеры. В 2004 году в "М.Видео" начал работать директор розничных продаж Януш Лелла, занимавший ранее должность гендиректора Retail Investing Concepts в Варшаве. Через два года в состав топ-менеджеров вошли директор по информационным технологиям Жорж Коррейа, который пришел в сеть из французского Auchan, и директор по маркетингу Мартина Фризер (ранее работала в компании Leiner/kika на позиции директора по маркетингу и рекламе в Австрии и странах Центральной и Восточной Европы). Новый финансовый директор "М.Видео" Кристофер Паркс ранее четыре года занимал должность финансового директора GTS - компании-владельца "Голден телеком". Директор по связям с общественностью компании "Техносила" Надежда Сенюк отмечает, что в то время практически каждая розничная сеть привлекала экспатов: "В них российские компании видели носителей технологий и бизнес-процессов, которые в России пока не были развиты".

Сегодня "М.Видео" присутствует уже в 40 городах России, где работает более 100 магазинов.

При этом компания заявляет, что не собирается останавливаться на достигнутом: открыв в первом полугодии 2007 года около 20 новых магазинов, сеть собирается расширяться и дальше, так же, как и в 2001 году, делая акцент на развитии регионов с их еще не освоенным потенциалом.

Ежегодно компания планирует открывать не менее 30 гипермаркетов, инвестиции в которые, по подсчетам аналитиков, могут составить около $60 млн. "В отдаленных городах постепенно растет платежеспособность населения, которая провоцирует увеличение спроса на бытовую технику и электронику",- объясняет целесообразность стратегии "М. Видео" директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.

Однако для масштабной экспансии участникам рынка уже не хватает собственных оборотных средств и они вынуждены привлекать заемные. Следуя примеру своего конкурента, "Техносилы", которая в апреле 2006 года разместила дебютный выпуск облигаций, "М.Видео" в ноябре того же года заняла на долговом рынке 2 млрд руб. Уже тогда аналитики предполагали, что компания, судя по всему, рассматривает возможность продажи части акций инвесторам.

Их предположения оказались верными, сеть действительно планировала привлечь инвестиции через продажу доли компании. Летом 2007 года "М.Видео" вела переговоры с французской сетью бытовой техники и электроники Darty, которая уже давно изучала российский рынок. Французы были готовы купить 25% акций "М.Видео", но стороны не договорились о цене, и сделка не состоялась.

Сеть решила получить за свои акции справедливую рыночную цену другим способом, официально заявив о публичном размещении акций.

1 ноября этого года 20% акций "М.Видео" разошлись среди инвесторов по цене $6,95 за штуку.

Всего было привлечено $365 млн, а капитализация всей компании после размещения оценивалась приблизительно в $1,25 млрд.

Первое IPO в сфере розничной торговли бытовой и электронной техники эксперты оценили позитивно. "Компания выбрала удачное время для привлечения инвестиций, потому что темпы роста рынка постепенно замедляются",- уточняет генеральный директор "Финэкспертизы" Агван Микаелян. При этом, как отмечают аналитики Газпромбанка, в подобных рыночных условиях сеть демонстрирует высокую динамику развития. По их оценкам, темпы роста торговых площадей "М.Видео" в среднем за 2003-2006 годы составили 60%. Привлекательность компании повышает и ее хорошее кредитное качество.

Несмотря на агрессивную региональную экспансию, долг у "М.Видео" значительно ниже, чем у ближайших конкурентов,- 5,6 млрд руб., в то время как у "Техносилы" этот показатель составляет 6,8 млрд руб. К тому же после IPO, по мнению экспертов, кредитное качество ритейлера улучшится.

Впрочем, конъюнктура финансовых рынков внесла не самые лучшие коррективы в отношение трейдеров к бумагам "М.Видео". Вчера котировки акций компании по сравнению с ценой размещения снизились примерно на 13,6%.

Тем не менее "М.Видео" взяла на себя почетную обязанность, открыв инвесторам выход на рынок, который, как считают отраслевые эксперты, в 2007 году составит $15 млрд. Аналитик ИК "Антанта капитал" Андрей Верхоланцев добавляет, что инвесторы обязательно воспользуются этой возможностью и сами участники рынка бытовой техники и электроники последуют примеру "М.Видео". В частности, один из последователей уже известен - вицепрезидент компании Леонид Тюкавкин сообщил B&FM, что компания привлечет инвестора, если возникнет такая необходимость, однако пока никакие переговоры не ведутся.

ВАЛЕРИЯ ЯКУШИНА
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»