05.12.2007

Шварцман отрекается от своих слов, а партнеры отрекаются от Шварцмана. Откровения бизнесмена повлекли за собой иск судебный иск 

Олег Шварцман
Фото: "Коммерсант"

Скандал, вызванный напечатанным четыре дня назад в "Коммерсанте" интервью с главой ФПГ "Финансгрупп" Олегом Шварцманом вчера возымел бурное продолжение. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Олег Шварцман отказался от своих слов и обвинил автора в искажении текста "литературной правкой". Он обвинил также газету в умышленном искажении своей позиции и намекнул на заказной характер материала: "Я считаю, что организация, приглашавшая данного корреспондента (Максима Квашу) и платившая за это деньги, должна была четко контролировать выход материала. В связи с чем я усматриваю в данной публикации некий злой умысел", - пишет "Коммерсант".
Заместитель начальника отдела экономполитики ИД "Коммерсантъ" Максим Кваша рассказал, что само интервью у господина Шварцмана было взято в США 9 ноября. Позже, уже в России, автор оформил аудиорасшифровку в печатный текст и завизировал его у господина Шварцмана. По словам Кваши, Шварцман "скрупулезно прочел интервью, внес в него правку и расписался на каждой странице текста".

Прогнозируя грядущий резонанс материала, журналист обратился к Олегу Шварцману с вопросом, готов ли тот к громкой реакции на свои откровения. Господин Шварцман сообщил, что отказываться от своих слов не намерен.

Господин Шварцман в эфире "Эха Москвы" подтвердил, что текст интервью был у него завизирован перед публикацией. "Я подписывал, но считаю, что то, что опубликовано на страницах, не отражает, передергивает суть моего интервью",- заявил глава "Финансгрупп", не пояснив, правда, с какой целью поставил свою подпись под каждой страницей уже "искаженного" текста.

Первый заместитель главного редактора "Эха Москвы" Сергей Бунтман, интервьюировавший вчера господина Шварцмана, рассказал: "Шварцман пришел в студию за пять секунд до эфира, напряженно улыбаясь. С места в карьер, неожиданно приступил к опровержениям, причем чувствовалось, что пришел с хорошо продуманной и заготовленной заранее речью". При этом, по ощущениям господина Бунтмана, "Олег Шварцман был чрезвычайно напряжен и вел себя как человек, контролирующий слова и не желающий попасть в лишние разговоры, за что его могли уже и пожурить". Продюсеры "Эха Москвы" искали господина Шварцмана с момента публикации в газете, однако он не выходил на связь. "В таких случаях, когда человек внезапно соглашается на эфир, всегда возникает предположение, что это каким-то людям нужно",- считает Сергей Бунтман. На вопрос радиостанции, почему господин Шварцман не торопился с опровержением, глава "Финансгрупп" туманно заметил, что "пятница - почти что день молчания", однако потом признал, что "такие вещи и решения надо подготовить".

Заявление последовало также и от главы юридической службы "Коммерсанта" Георгия Иванова, который заявил, что ИД "Коммерсантъ" намерен разрешить скандальную ситуацию с Олегом Шварцманом в суде: "Он обвиняет нас во лжи и нарушении закона - в том, что мы публикуем заказные материалы, а журналисты ИД 'Коммерсантъ' не проверяют, соответствует ли полученная ими информация действительности. Все это может стать предметом иска к господину Шварцману о защите деловой репутации ИД 'Коммерсантъ'. Мы намерены потребовать опровержения не соответствующих действительности и порочащих сведений об ИД". Более того, "Коммерсант" не исключает, что Олегу Шварцману может быть предъявлено обвинение в попытке доведения до самоубийства заместителя начальника отдела экономполитики ИД "Коммерсантъ" Максима Кваши. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" господин Шварцман призвал его "выпить яду", - подчеркивает "Коммерсант".

Но разборками между автором материала и дающим интервью это не закончилось. Вчера же Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), "Российская венчурная компания" (РВК) и израильская Tamir Fishman отказались от формирования российского венчурного фонда Tamir Fishman Russian Venture Capital Fund. "Такое решение принято после заявлений миноритарного акционера управляющей компании фонда", - говорится в совместном заявлении ЕБРР, РВК и Tamir Fishman. Как напоминает "Газета.Ru", в мае этого года управляющая компания "Финанс-траст", миноритарным акционером которой является "Финансгрупп" Шварцмана, стала одним из трех победителей первого конкурса по отбору высокотехнологичных проектов, которые будут осуществляться с использованием средств "Российской венчурной компании". Из 2 миллиардов рублей, вошедших в заявку "Финанс-траст", 980 миллионов рублей она должна была получить из РВК, 375 миллион - от ЕБРР, остальное приходилось на Tamir Fishman. Шварцман пояснил, что 15 миллионов долларов ЕБРР уже внес. "На 30 ноября мы, как партнеры, завели 1,2 миллиардов рублей на счета нашего фонда", - добавил бизнесмен. Один из мажоритариев проекта пояснил "Газете.Ru" отказ от сотрудничества со Шварцманом: "Для нас важна наша репутация". При этом с другими партнерами ЕБРР, Tamir Fishman и РВК работать не отказываются. "Все три инвестора, которые должны были вложить деньги в фонд для инвестиций в высокие технологии в России, по-прежнему нацелены на поддержку российского рынка и развитие технологий", - подчеркивается в их заявлении.

В интервью "Коммерсанту" Шварцман сообщил, что по поручению властных структур занимается "бархатной реприватизацией", в том числе прибегая к помощи экс-силовиков, чтобы отобрать у владельцев их предприятия в пользу государства. Как отмечал Шварцман, его структура призвана "наклонять, нагибать и мучить всяких Ходорковских" на участие в социальных проектах, а себя он сравнил с пылесосом, который "собирает эти активы на баланс структуры, которая затем станет госкорпорацией". Правда, к рейдерству, полагает Шварцман, такие действия не относятся. Он пояснил, что "мы не забираем предприятия, мы минимизируем рыночную стоимость разными инструментами", - пишет "Газета.Ru".

Депутат Госдумы Валентин Варенников, который был упомянут в интервью, категорически отверг утверждения бизнесмена о наличии планов «бархатной реприватизации» в России и своей причастности к их реализации. «Это его фантазии. Я впервые обо всем этом услышал из этого скандального интервью», - сказал депутат агентству «Интерфакс». Кроме того, во вторник было опубликовано заявление ФГУП «Рособоронэкспорт», которое упоминается в интервью. «Рособоронэкспорт» официально заявил, что никогда не устанавливало и не планирует устанавливать каких-либо отношений ни с корпорацией "Социальные инвестиции", ни с ФПГ "Финансгрупп" и, соответственно, не давало никаких полномочий вышеназванным организациям действовать от имени и по поручению ФГУП "Рособоронэкспорт»», - отмечает газета «Газета».