06.12.2007
Russian Food&Drinks

Запах от мяса, а вкус от картошки. Рынок картофельного пюре быстрого приготовления

Исследования агентства маркетинговых исследований Vector Market Research

  Агентство маркетинговых исследований Vector Market Research в июле-августе 2007 года провело всероссийское исследование рынка быстрорастворимого картофельного пюре. Проект включал опрос дистрибьюторов, экспертные интервью с производителями, а также анализ статистики по импорту быстрорастворимого пюре в Россию.
  В 2006 году общий объем рынка растворимого картофельного пюре составил около $150 млн. По объему продаж пюре занимает второе место среди всех продуктов быстрого приготовления, уступая только лапше. Темпы роста всего рынка продуктов быстрого приготовления в настоящее время значительно ниже, чем несколько лет назад. Данная тенденция сохраняется даже несмотря на то, что производители предлагают сейчас более разнообразные, чем недавно, продукты в широком ассортименте. Кроме того, международные и федеральные марки вытеснили практически всех локальных производителей.
  Рынок растворимого картофельного пюре является весьма насыщенным, и для выхода на него новых марок существуют значительные барьеры. При этом интересной нишей является производство картофельного пюре для private labels розничных сетей.
  Отмечается сезонность потребления растворимого картофельного пюре – летом спрос значительно выше. Рост продаж начинается в период с апреля по июнь, тогда как с августа по октябрь продажи несколько сокращаются.
  Ключевыми факторами, обусловливающими развитие рынка, являются: появление новых вкусов и добавок, агрессивные рекламные кампании, рост доходов населения и увеличивающийся темп жизни, в результате чего растет и число людей, которым некогда готовить.
  Растворимое картофельное пюре российского производства занимает 92% рынка. Таким образом, на импортное пюре остается всего 8%. При этом общий объем импорта сокращается – так, в 2005 году он составил около 7200 тонн, в 2006-м – не многим менее 5200 тонн, и, по нашим прогнозам на текущий год, его объем еще сократится, составив порядка 4600 тонн (рис. 1).

1

  Сокращение импорта растворимого картофельного пюре при росте его продаж связано с открытием ключевыми игроками в России собственных производств, тогда как ранее большая часть российских мощностей, связанных с производством пюре, касалась его упаковки. В то же время большинство отечественных производителей сегодня используют импортное сырье.
  В 2006 году структура импорта растворимого картофельного пюре по странам претерпела большие изменения. Если в 2005 году первые три страны-поставщика – Германия, Польша и Нидерланды – вместе набирали 74%, то в 2006-м на долю одной только Германии пришлось 83% всего импорта в Россию. При этом на втором месте оказался Вьетнам с долей 11%, а Польша и Нидерланды резко сдали свои позиции и теперь занимают всего лишь 1,5 и 2% соответственно (рис. 2, 3).

2  3

  Что касается упаковки, то почти половина рынка картофельного пюре приходится на продукцию в термостаканах. Далее следуют порционные пакеты – 31% и картонная упаковка – 21% рынка. Такая ситуация связана с двумя факторами: во-первых, с особенностями потребления пюре, которое, как правило, едят не дома, а во-вторых, с удобством термостакана, заменяющего тарелку.
  В отношении вкусов можно отметить, что в ассортиментной линейке практически всех производителей есть пюре со вкусом курицы, которое является и наиболее популярным – на его долю приходится 38% общего объема продаж. Объясняется это тем, что пюре со вкусом курицы считается наиболее сытным и привычным для россиян. На втором месте – пюре со вкусом говядины, третье место делят такие вкусы, как сухарики с луком и бекон, на четвертой позиции – пюре со вкусом грибов (рис. 4).

4

  Среди игроков рынка растворимого картофельного пюре первое место принадлежит ООО «ТД «Роллтон» и его ТМ «Роллтон» – эта компания занимает более 40% рынка. На втором месте находится Korea Yakult Co., Ltd. с ТМ «Доширак» и долей рынка чуть более 30%. На третьем – ООО «Лион Кинг» с ТМ «Кинг Лион», ему принадлежит 10% рынка. Замыкают пятерку лидеров ООО «ТД «Кухня без границ» с ТМ «Бизнес Ланч» и ООО «Анаком» с одноименной торговой маркой (табл. 1). Все эти компании либо находятся в Москве, либо имеют там представительство.

5

  Следует отметить, что, как показали результаты исследования, компания «Роллтон» работает с наибольшим количеством дистрибьюторов – с двенадцатью, в то время как у других производителей количество дистрибьюторов значительно меньше.
  Что касается критериев, предъявляемых дистрибьюторами к производителям картофельного пюре быстрого приготовления, то самыми важными из них являются сроки поставки и ассортимент, далее следуют уровни цен и возможной наценки, а также маркетинговая поддержка своей продукции производителем (табл. 2).

6

  Уровень наценки дистрибьюторов на растворимое картофельное пюре может быть различным – он варьируется в пределах от 3 до 40%. В то же время наиболее часто наценка составляет 10–20% (рис. 5).

6

  В подавляющем большинстве случаев – 75% – продвижением картофельного пюре занимаются сами производители. Что касается дистрибьюторов, то только 25% из них ответили, что проводят рекламные кампании растворимого картофельного пюре. При этом 56% дистибьюторов, проводящих такие компании, организуют их самостоятельно, 40% – совместно с производителями, а еще 4% – как совместно, так и самостоятельно. Рекламный бюджет дистрибьюторов, самостоятельно проводящих рекламные кампании растворимого картофельного пюре, достигает 10–15% от оборота на этапе поддержания бренда на рынке, тогда как на этапе вывода бренда на рынок этот показатель, как правило, увеличивается в несколько раз.
  Самыми популярными рекламными мероприятиями являются дегустации, наличие специальных консультантов в торговых точках и всевозможные конкурсы.
  Хочется отметить, что 94% опрошенных дистрибьюторов удовлетворены сотрудничеством с производителями, с которыми они работают в настоящее время, а также имеющимся ассортиментом, поэтому не планируют его менять в ближайшее время. При этом 43% опрошенных дистрибьюторов имеют с производителями эксклюзивные соглашения.
  По нашим прогнозам, на протяжении ближайших 5 лет рынок растворимого картофельного пюре продолжит рост на уровне 5–7% в год. Что касается появления на рынке новых игроков, это маловероятно ввиду сложившегося высокого уровня конкуренции и консолидации.

Дмитрий Чумаков

FOODMARKET