06.12.2007

Российские разработчики сыграют в монополию. Производители онлайн-игр объединились в холдинг

Российские разработчики сыграют в монополию Российские производители электронных игр Nival, IT Territor, TimeZero, и Nikita вчера объявили о создании холдинга Astrum Online Entertainment (AOE). Структура, которой в управление переданы акции четырех компаний, будет продвигать их продукцию в интернете. Планируется, что уже в следующем году продажи AOE превысят $100 млн. Сейчас слияние игровых компаний -- общемировая тенденция, однако, по мнению экспертов, российским производителям будет непросто объединить бизнес.

Как следует из совместного сообщения компаний, в AOE объединяются самый известный в России производитель игр (в первую очередь стратегий и "бродилок") Nival Interactive, разработчик многопользовательских онлайн-игр Nikita Online, а также разработчики браузерных (флэш) игр, не требующих загрузки на компьютер и регистрации, IT Territor и TimeZero. Владелец Nival Сергей Орловский вчера подтвердил, что в управление AOE будут переданы акции компаний--создателей холдинга. Доли организаторов AOE в холдинге, финансовые подробности объединения и финансовые показатели всех четырех компаний не разглашаются. "Суммарную выручку организаторов AOE можно оценить в $40-45 млн в год,-- говорит эксперт iKS-Media Маргарита Зобнина.-- Nival, ежегодный оборот которого оценивается в $20 млн, скорее всего, станет крупнейшим акционером холдинга или получит его контрольный пакет".

По словам учредителей, на долю входящих в AOE компаний приходится 45% продаж онлайн-игр, достигших в этом году в России $80 млн. По оценкам господина Орловского, в 2008 году AOE будет контролировать уже 65% игровой продукции в рунете, объем которой составит $160 млн, соответственно, выручка холдинга составит около $105 млн.

Глава Nival отмечает, что AOE призван сократить риски российских производителей игр. "Мы хотим, чтобы за нами осталась большая часть российского рынка онлайн-игр,-- говорит Сергей Орловский.-- Между тем сейчас этим рынком все больше интересуются западные игровые компании, например, Electronic Arts. А в перспективе мы ожидаем массированной экспансии корейских и китайских производителей". По словам господина Орловского, AOE должен активизировать онлайн-продажи продукции своих учредителей: "Тенденция такова, что в ближайшие годы розничные продажи игр в России будут сокращаться, а их рынок в интернете расти. Такая же тенденция сейчас наблюдается, к примеру, на музыкальном рынке".

По оценкам компании J`Son & Partners, к 2010 году доля цифрового контента, в том числе игр, продающегося в России на дисках, сократится с 60% до 40%. "Теоретически доля онлайн-продаж в общем обороте игр может быть и выше,-- отмечает председатель совета директоров компании 'Бука' Игорь Устинов.-- Сейчас, к примеру, оборот индустрии онлайн-игр в Китае в год составляет около $1 млрд, при этом объем продаж игр на физических носителях составляет всего около $5 млн".

Глава российского офиса компании Eset Андрей Албитов подтверждает, что сейчас онлайн-продажи ПО в России растут стремительными темпами: "Например, за год онлайн-продажи нашего антивирусного продукта Nod32 выросли в семь раз". В то же время, по мнению господина Албитова, учредителям AOE будет непросто пережить объединение: "Объединить бизнес разнопрофильных софтверных компаний, в отдельных сегментах рынка зачастую конкурирующих друг с другом, будет крайне непросто. При таких объединениях руководство более крупной IT-компании, управляющей холдингом, часто начинает лоббировать ее интересы. Это несет опасность для холдинга в целом".

Участники IT-рынка отмечают, что слияние игровых компаний становится тенденцией и на мировом уровне. Например, вчера стало известно, что переговоры об объединении ведут американская компания Activision и игровое подразделение французского концерна Vivendi. Рыночная стоимость новой компании, которая предположительно будет называться Activision-Blizzard, может составить почти $19 млрд. На информации об американо-французской сделке позавчера акции крупнейших игровых компаний выросли на 6-13%.

Валерий Ъ-Кодачигов

КоммерсантЪ