07.12.2007

Правительство предлагает сделать продажу алкоголя "исключительным видом деятельности"

Правительство готовит доклад президенту, в котором изложено предложение о сосредоточении всей розничной продажи алкоголя в специализированных магазинах либо в специальных секциях стандартных супермаркетов, но со своей кассой. По задумке авторов этого доклада, розничная продажа алкогольной продукции должна быть "исключительным видом деятельности организации, при которой занятие иными видами деятельности будет ограничено". Аналогичные требования сейчас предусмотрены, например, для аптек, указывают авторы доклада: аптеки, кроме лекарств, могут продавать лишь ограниченный перечень товаров, - пишет газета "Ведомости", ссылаясь на выдержку из доклада. Источник в Минфине подтвердил существование доклада. По его словам, сейчас доклад находится на согласовании в ведомствах, регулирующих алкогольную отрасль, и в случае успешного прохождения этой процедуры может быть представлен президенту.

Представитель МЭРТ сказал, что пока не знаком с предложением, получить комментарии ФНС и Минсельхоза газете не удалось.

"Государству будет легче контролировать, сколько алкоголя продается в рознице, и сопоставлять эти цифры с данными системы ЕГАИС, которая учитывает объем заводского производства", - объясняется это предложение. При этом чиновники оговариваются, что распространять ЕГАИС на розницу пока не собираются, но "обратная связь с розницей нужна", и впоследствии, если весь алкоголь станет продаваться в спецмагазинах, какие-либо системы контроля розничных продаж будет легче внедрять.

Пока любой обычный магазин, имеющий уставный капитал не менее 1 миллиона рублей и получивший лицензию, может продавать алкоголь. Количество выданных лицензий показывает, что алкоголем в розницу сейчас торгуют более 100 000 организаций или 160 000 магазинов, говорит президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. По данным "Ренессанс капитала", в прошлом году оборот водочного рынка в розничных ценах составил 15,1 миллиардов долларов. При этом 31% всей проданной водки, по оценке "Ренессанса", - нелегальная продукция.
Павел Шапкин считает, что в комплексе с другими мерами спецмагазины могли бы уменьшить оборот нелегального алкоголя. Сейчас регионы устанавливают временные ограничения на продажу алкоголя, например не позже 23.00, говорит Шапкин, и это часто приводит к конфликтным ситуациям, а в случае со спецмагазинами их не будет. Если алкоголь станут продавать в специальных секциях супермаркетов, то уменьшится число спонтанных покупок и с социальной точки зрения это хорошая мера, считает Шапкин.

Однако совладелец розничной сети "Еда" Леонид Новосельский опасается, что организация специализированных алкогольных отделов в супермаркетах создаст большие сложности для розничных торговцев и для потребителей. На алкогольные напитки приходится 10-20% продаж обычного продуктового супермаркета, а в небольших магазинах формата "у дома" его доля достигает и 30%, подсчитал он.

Производители алкоголя также не понимают, как создание специальных магазинов и отделов может повлиять на борьбу с контрафактом. PR-директор компании "Русский алкоголь" Александр Коровка считает, что более действенной мерой борьбы была бы уголовная ответственность за производство и введение минимальной розничной цены, - пишут "Ведомости".