07.12.2007

ФАС ограничит топливных монополистов в праве покупать землю для автозаправок

Чтобы сдержать повышение розничных цен на автомобильное топливо, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена запретить владельцам крупных автозаправочных сетей приобретать новые земельные участки под строительство АЗС, сообщает РБК daily. Эта мера должна способствовать ограничению влияния крупных компаний, усилить конкуренцию и снизить розничные цены на бензин.

В настоящее время правительство уже одобрило проект соответствующей поправки к Земельному кодексу РФ. По предварительным данным он будет утвержден Госдумой в первом квартале 2008 года. Если это произойдет, компании с долей на локальном розничном рынке нефтепродуктов свыше 35%, утратят возможность приобретать новые участки для своих автозаправок.

Как заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев, эта поправка затронет интересы как частных, так государственных компаний, владеющих сетями бензоколонок. Он также отметил, что, если определенная компания занимает доминирующее положение на региональном рынке топлива, то новые АЗС смогут строить только ее конкуренты. Только когда доля этой компании опуститься ниже 35%, к компании вернется право на приобретение земли под автозаправки.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин пояснил вчера РБК daily, что под локальным розничным рынком топлива подразумевается рынок конкретного субъекта РФ. Он также отметил, что основным критерием при определении доли компании на рынке региона будет количественный и стоимостный объемы реализуемого ею топлива.

Руководитель сектора «Региональные рынки» ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников заявил РБК daily, что оценить эти показатели намного сложнее, чем посчитать количество АЗС конкретного владельца в субъекте РФ. Однако, по его мнению, именно определение доли компании по объему реализации топлива является наиболее справедливой методикой. Также каретников отметил, что объем продаж топлива находится в прямой зависимости от местоположения АЗС. Так, например, несколько удачно размещенных заправок одной компании могут реализовывать значительно больше нефтепродуктов, чем многочисленные АЗС другого владельца, расположенные в менее удачном месте.

Рыночные эксперты сомневаются в том, что ФАС удастся эффективно отслеживать объемы реализации топлива в каждом из регионов, поскольку произвести простой подсчет числа АЗС бывает непросто.

Как пишет Газете.ru, в случае принятия поправки, от нее пострадают в первую очередь крупные вертикально интегрированные компании (ВИНКи), занимающие максимальные доли в большинстве регионов. Крупным нефтегазовым холдингам, таким как «Роснефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР необходимо постоянно развиваться, и они это успешно делают, расширяя свои сети АЗС. Проект ФАС может остановить их развитие.

В ЛУКОЙЛе, «Газпром нефти» и ТНК-BP от комментариев отказались, как впрочем и не признали своего доминирующего положения. Однако, по данным ФАС, ЛУКОЙЛ доминирует в 11 субъектах РФ, Роснефть — в 15, «Сургутнефтегаз», ТНК-BP и «Газ­пром нефть» — в трех субъектах РФ каждая, пишет РБК daily.

Аналитик ИК «Антанта Капитал» Тимур Хайруллин считает, что принятие поправки не приведет к снижению цен. Он заявил Газете.ru: «Вместо монополии будет олигополия, 5–6 крупных участников рынка, и цены на нефтепродукты все равно не будут ниже, чем при монополисте, так как такого количества продавцов топлива слишком мало для создания реального конкурентного рынка, лишь при условии которого цены могли бы снизиться».