12.12.2007

С сегодняшнего дня вступают в силу поправки к Закону о "Защите прав потребителей". Потребители-экстремисты выходят на тропу войны

С сегодняшнего дня вступают в силу поправки к закону "О защите прав потребителей", в результате которых покупатели смогут возвращать любой купленный товар обратно продавцу в течение 15 суток даже при незначительных дефектах. При этом закон не регламентирует такую категорию как "сложность" продукта, как это было ранее. По сути, каждый клиент теперь в праве вернуть даже такой технически сложный товар как автомобиль практически по любой причине. Некоторые аналитики предсказывают новую волну "потребительского экстремизма", но многие уверены, что теперь вендоры и продавцы будут внимательней относиться к качеству предлагаемых товаров и услуг, а покупатель стал более защищенным от их недобросовестности.

В Европе, где уже давно действуют подобные законы, нередки случаи злоупотреблений со стороны покупателей. Довольно часто потребители используют свое законное право на возврат товаров для собственных кратковременных нужд. К примеру, не желая расставаться с приличной суммой средств за понадобившейся по случаю праздника видеокамерой, они возвращают ее после мероприятия обратно в магазин, забрав деньги. На практике это все выглядит как бесплатная аренда. До сегодняшнего дня в России для возврата технически сложного товара требовалось проведение экспертизы, устанавливающей существенные недостатки, а срок обмена товара не оговаривался. Автомобили же попросту нельзя было вернуть без судебного разбирательства.

Теперь же любой покупатель в праве потребовать свои средства обратно, вернув товар в двухнедельный срок в случае любой незначительной неисправности или брака. По истечении 15 дней, он так же в праве это сделать, но придется уже признавать недостатки существенными. Срок устранения дефектов товара теперь не должен превышать 30 дней с момента его отправки в ремонт. При этом между обеими сторонами заключается письменное соглашение. Покупатель в праве потребовать минимального срока, объективно необходимого для устранения недостатков, а также сам присутствовать при экспертизе товара. Никакой дефицит необходимых деталей не может служить оправданием нарушения срока ремонта. Это становится заботой продавца, а не покупателя. Если продавцы оспаривают причины возникновения дефектов товара, они обязаны провести экспертизу за свой счет, результаты которой можно будет оспорить в суде. В России это может привести к улучшению ситуации с гарантийным ремонтом, которого порой приходится ждать месяцами. Производителям теперь придется расширять свои складские и сервисные возможности.

В отличие от многих европейских стран, где в случае с автомобилями вычитают стоимость амортизации, отечественным потребителям продавцы обязаны возвращать всю сумму целиком. Возникает правда забавная ситуация, при которой автомобиль законодательно на 15-ти дневный срок становится технически "простым" товаром.

По словам независимого страхового брокера Алексея Макеева, страховые компании также теперь обязаны расторгать страховые полисы ОСАГО, которые оформляются покупателем автомобиля в обязательном порядке перед его эксплуатацией, и возвращать деньги. Ранее оснований для расторжения полиса практически не было.

Руководитель правого управления Группы компаний "Автомир" Михаил Дубровин в интервью Sostav.ru отметил, что не видит каких-либо существенных проблем для российских дилеров: "Нужно лишь обратить особое внимание за повышением контроля качества предпродажной подготовки. От того, насколько дилеры будут подходить к этому вопросу серьезно, зависит количество возвратов автомобилей. Очевидно, что посыл законодателей в том, чтобы повысить качество предпродажной подготовки. И на это будут направлены усилия дилеров. А повышения волны злоупотребления потребителями мы не ожидаем".

Однако возможных злоупотреблений со стороны покупателей теперь ожидают дилеры электроники. Если раньше, к примеру, мониторы с одним неисправным пикселем даже не считались технологически неисправными, то теперь клиент вправе потребовать его замены или возврата потраченных средств. Пресс-секретарь российского отделения корейского производителя Samsung Electronics, не признававшего ранее дефектом частое наличие "битых" пикселей на TFT-панелях, Марат Рокаев в своем комментарии Sostav.ru заявил: "В больше степени эти поправки ударят даже не по вендорам, а по ретейлинговым сетям. Ретейлеры, в свою очередь, будут предъявлять повышенные требования к закупаемому товару, а вендорам придется больше уделять внимания своей сервисной политике и учету качества товаров". По словам г-на Рокаева, Samsung уже ввел новую сервисную политику, позволившую существенно сократить процент возврата и повторных обращений клиентов в сервис. "А от пользовательского злоупотребления никто, к сожалению, не застрахован. Все зависит от уверенности производителя в своих продуктах и грамотной политики продаж ретейлера", - добавил представитель Samsung.

PR-менеджер сети MediaMarkt Елена Скальская также не склонна ожидать какого-то существенного потребительского бума злоупотреблений в связи с принятием поправок: "Мы будем продолжать выстраивать свою деятельность исключительно в соответствии с действующим законодательством. Ничего принципиально нового наша компания предпринимать не станет", - утверждает она.

В последние годы эксперты отмечают стабильный рост юридической грамотности населения. В разы увеличилось количество инициированных физическими лицами судов и выигранных дел у недобросовестных производителей. Очевидно, что отечественный рынок купли-продажи товаров и услуг с принятием новых поправок к закону "О защите прав потребителей" становится более цивилизованным и социально ориентированным. Россияне получили от государства своеобразную страховку, позволяющую чувствовать себя более защищенными.


Александр Кленин, Sostav.ru
Александр Кленин, Sostav.ru