С сегодняшнего дня вступают в силу поправки к Закону о "Защите прав потребителей". Потребители-экстремисты выходят на тропу войныС сегодняшнего дня вступают в силу поправки к закону "О защите прав потребителей", в результате которых покупатели смогут возвращать любой купленный товар обратно продавцу в течение 15 суток даже при незначительных дефектах. При этом закон не регламентирует такую категорию как "сложность" продукта, как это было ранее. По сути, каждый клиент теперь в праве вернуть даже такой технически сложный товар как автомобиль практически по любой причине. Некоторые аналитики предсказывают новую волну "потребительского экстремизма", но многие уверены, что теперь вендоры и продавцы будут внимательней относиться к качеству предлагаемых товаров и услуг, а покупатель стал более защищенным от их недобросовестности.В Европе, где уже давно действуют подобные законы, нередки случаи злоупотреблений со стороны покупателей. Довольно часто потребители используют свое законное право на возврат товаров для собственных кратковременных нужд. К примеру, не желая расставаться с приличной суммой средств за понадобившейся по случаю праздника видеокамерой, они возвращают ее после мероприятия обратно в магазин, забрав деньги. На практике это все выглядит как бесплатная аренда. До сегодняшнего дня в России для возврата технически сложного товара требовалось проведение экспертизы, устанавливающей существенные недостатки, а срок обмена товара не оговаривался. Автомобили же попросту нельзя было вернуть без судебного разбирательства. Теперь же любой покупатель в праве потребовать свои средства обратно, вернув товар в двухнедельный срок в случае любой незначительной неисправности или брака. По истечении 15 дней, он так же в праве это сделать, но придется уже признавать недостатки существенными. Срок устранения дефектов товара теперь не должен превышать 30 дней с момента его отправки в ремонт. При этом между обеими сторонами заключается письменное соглашение. Покупатель в праве потребовать минимального срока, объективно необходимого для устранения недостатков, а также сам присутствовать при экспертизе товара. Никакой дефицит необходимых деталей не может служить оправданием нарушения срока ремонта. Это становится заботой продавца, а не покупателя. Если продавцы оспаривают причины возникновения дефектов товара, они обязаны провести экспертизу за свой счет, результаты которой можно будет оспорить в суде. В России это может привести к улучшению ситуации с гарантийным ремонтом, которого порой приходится ждать месяцами. Производителям теперь придется расширять свои складские и сервисные возможности. В отличие от многих европейских стран, где в случае с автомобилями вычитают стоимость амортизации, отечественным потребителям продавцы обязаны возвращать всю сумму целиком. Возникает правда забавная ситуация, при которой автомобиль законодательно на 15-ти дневный срок становится технически "простым" товаром. По словам независимого страхового брокера Алексея Макеева, страховые компании также теперь обязаны расторгать страховые полисы ОСАГО, которые оформляются покупателем автомобиля в обязательном порядке перед его эксплуатацией, и возвращать деньги. Ранее оснований для расторжения полиса практически не было. Руководитель правого управления Группы компаний "Автомир" Михаил Дубровин в интервью Sostav.ru отметил, что не видит каких-либо существенных проблем для российских дилеров: "Нужно лишь обратить особое внимание за повышением контроля качества предпродажной подготовки. От того, насколько дилеры будут подходить к этому вопросу серьезно, зависит количество возвратов автомобилей. Очевидно, что посыл законодателей в том, чтобы повысить качество предпродажной подготовки. И на это будут направлены усилия дилеров. А повышения волны злоупотребления потребителями мы не ожидаем". Однако возможных злоупотреблений со стороны покупателей теперь ожидают дилеры электроники. Если раньше, к примеру, мониторы с одним неисправным пикселем даже не считались технологически неисправными, то теперь клиент вправе потребовать его замены или возврата потраченных средств. Пресс-секретарь российского отделения корейского производителя Samsung Electronics, не признававшего ранее дефектом частое наличие "битых" пикселей на TFT-панелях, Марат Рокаев в своем комментарии Sostav.ru заявил: "В больше степени эти поправки ударят даже не по вендорам, а по ретейлинговым сетям. Ретейлеры, в свою очередь, будут предъявлять повышенные требования к закупаемому товару, а вендорам придется больше уделять внимания своей сервисной политике и учету качества товаров". По словам г-на Рокаева, Samsung уже ввел новую сервисную политику, позволившую существенно сократить процент возврата и повторных обращений клиентов в сервис. "А от пользовательского злоупотребления никто, к сожалению, не застрахован. Все зависит от уверенности производителя в своих продуктах и грамотной политики продаж ретейлера", - добавил представитель Samsung. PR-менеджер сети MediaMarkt Елена Скальская также не склонна ожидать какого-то существенного потребительского бума злоупотреблений в связи с принятием поправок: "Мы будем продолжать выстраивать свою деятельность исключительно в соответствии с действующим законодательством. Ничего принципиально нового наша компания предпринимать не станет", - утверждает она. В последние годы эксперты отмечают стабильный рост юридической грамотности населения. В разы увеличилось количество инициированных физическими лицами судов и выигранных дел у недобросовестных производителей. Очевидно, что отечественный рынок купли-продажи товаров и услуг с принятием новых поправок к закону "О защите прав потребителей" становится более цивилизованным и социально ориентированным. Россияне получили от государства своеобразную страховку, позволяющую чувствовать себя более защищенными. Александр Кленин, Sostav.ru |
Александр Кленин, Sostav.ru |