12.12.2007

Дыры в партийных кошельках. Провал на думской кампании может обанкротить партии-неудачницы в канун новых выборов

Фото: Getty Images
Прошедшие выборы в Госдуму стали рекордными по финансовым затратам для участников. Только по официальным данным кампания вылилась всем партиям в 3 млрд 800 млн рублей. Дороже всего обошлись депутатские кресла для «Справедливой России»: по оценкам Центризбиркома, стоимость одного мандата у эсеров составила 19 млн рублей. Партиям-неудачницам не повезло вдвойне. Из-за проигрыша на выборах на них повиснут многомиллионные долги перед государством.

Центризбирком составил сметы расходов партий на парламентскую предвыборную кампанию.

«Партии -аутсайдеры, участвовавшие в выборах, оказались в еще большем ущербе: и деньги потрачены, и думские кресла не получены»

Согласно официальным данным, самыми дорогими прошедшие выборы оказались для «Единой России». По подсчетам ЦИКа, победа обошлась единороссам в 1 млрд 240 млн рублей. Правда, и отдача от этих затрат оказалась больше, чем у конкурентов, – 315 мандатов в Госдуме.

«Таким образом, чтобы избрать одного депутата, «Единая Россия» затратила 4,1 млн рублей», – сообщил во вторник журналистам член ЦИКа Евгений Колюшин.

Расходы остальных партий хотя и оказались меньше, но зато депутатские мандаты обошлись дороже.

Коммунисты, как всегда, экономили и вложили в кампанию всего 172 млн рублей. Зато стоимость одного депутатского кресла у КПРФ оказалась самой низкой – 3,8 млн рублей. Траты «Справедливой России» составили почти в 700 млн рублей, а вот мандаты у эсеров получились самыми дорогостоящими – 19 млн рублей.

Чуть меньше потратилась на свою предвыборную кампанию ЛДПР – около 600 млн рублей, или по 15,5 млн рублей на каждого прошедшего в Госдуму депутата.

Партии-аутсайдеры, участвовавшие в выборах, оказались в еще большем ущербе: и деньги потрачены, и думские кресла не получены. А повисшие на них долги перед государством грозят поставить их на грань банкротства.

Согласно требованию законодательства, всем 7 партиям, не получившим на выборах поддержки 3% россиян, теперь предстоит рассчитаться за «бесплатное» агитационное время. А СПС, «Яблоку» и «Патриотам России» еще и забыть о 60 млн рублей, внесенных в качестве избирательного залога.

Свой ценовой вердикт государственные телекомпании и газеты огласят через неделю. Однако, по словам Колюшина, уже сейчас понятно, что суммы набегут немалые.

«На выборах в Госдуму в 2003 году «бесплатное» агитационное время обошлось каждой проигравшей партии в 50–60 млн рублей. Естественно, что на этот раз эта цифра будет выше», – пояснил он.

Таким образом, проигрыш на выборах грозит вылиться партиям в кругленькую сумму. Лишь по приблизительным подсчетам, «правым», «Яблоку» и «патриотам» придется раскошелиться более чем на 120 млн рублей – на такую же сумму, в которую обошлись их предвыборные кампании.

«Долги можно вернуть из денег, лежащих на избирательных счетах, но счета почти пусты, или в течение 12 месяцев вернуть долги из собственных средств партий», – пояснил Колюшин.

В противном случае СМИ могут подать на задолжавшие партии в суд и добиться признания их банкротства и ликвидации, либо Центризбирком лишит должников права на бесплатную агитацию на следующих избирательных кампаниях.

Правда, шансы на то, что у разорившихся партий будет желание и финансовые возможности расплачиваться по долгам, невелики. По словам Колюшина, после выборов 2003 года со всеми долгами рассчиталась лишь Российская партия жизни, а 19 расформировавшихся партий так и не вернули государству 600 млн рублей.

Избежать претензий кредиторов и принудительной ликвидации банкротам можно, но сложно: или влиться в финансово обеспеченные партии, или самораспуститься и начать политическую карьеру с чистого листа.

Центризбирком предлагает менее болезненное для неудачников решение – вообще лишить мелкие партии возможности делать долги. То есть не предоставлять им право на бесплатную агитацию.

«Думаю, эту норму нужно вообще отменить и бесплатный эфир давать или парламентским партиям, или тем, кто на прошлых выборах набрал 3% голосов», – считает Колюшин.

Имена такая практика распространена в Европе, где бесплатный доступ к эфиру и газетам имеют лишь парламентские партии, а, например, в США даже представленные во власти политические силы лишены подобных привилегий.

Пока проигравшим партиям можно успокаиваться лишь тем, что на президентских выборах Центризбирком не собирается лишать их кандидатов право на бесплатные эфиры и публикации. Если, конечно, подточенные борьбой за Госдуму партийные бюджеты вообще потянут еще одну избирательную кампанию.

Юлия Малышева

Взгляд