14.12.2007

"Любой конкурс - ограничение прав всех, кто в нем не победил". Леонид Рейман комментирует итоги распределения лицензий на предоставление услуг связи третьего поколения

В обозримом будущем в России появятся цифровое телевидение и сотовая связь очередного, третьего поколения.

В интервью обозревателю B&FM Дмитрию Солопову министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман рассказывает, кто от этого выиграет.

B&FM:

Каковы перспективы развития цифрового телевидения и радиовещания в России?

ЛЕОНИД РЕЙМАН:

Этот вопрос важен не только для нашей страны, сегодня весь мир занимается этой тематикой. Дело в том, что цифровые технологии имеют много важных преимуществ. Во-первых, они несут финансовую и энергетическую экономию. Во-вторых, повышается эффективность использования радиочастотного спектра, что позволяет делать телеи радиопередачи более качественными, а это для потребителя, наверное, самое главное.

Наша страна уже несколько лет занимается этим вопросом.

В России создана правительственная комиссия по развитию телерадиовещания под председательством первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева, которая занималась разработкой Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы. В ноябре этого года документ был утвержден.

Концепция описывает механизм перехода на цифровое телерадиовещание. Она предусматривает наличие каналов свободного доступа, обязательных к распространению на всей территории России. Таким образом, всем жителям России гарантируется доступ к информации, а участники рынка вовлекаются в процесс перехода на цифровое вещание и построение сетей на условиях государственно-частного партнерства.

В первую очередь необходимо отметить рыночную направленность концепции. Она предполагает привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры и распространение оборудования (так называемых приставок), необходимого для приема передач в цифровом формате. Возможность государственной поддержки не исключается, но все-таки основой для развития телерадиовещания будут частные инвестиции.

B&FM:

Каким может быть объем рынка цифрового телевидения?

ЛР:

Предлагаю немного по-другому подойти к этому вопросу. В России примерно 65-70 млн телевизионных приемников. Очевидно, эти приемники будут обеспечены возможностью принимать цифровой сигнал. Приставка будет стоить в среднем около 2 тыс. руб. Вот вам объемы рынка плюс инфраструктура, то есть система передатчиков.

Затраты на создание инфраструктуры в общем объеме инвестиций будут не такими значительными. Но инфраструктура открывает большие возможности: в соответствии с Концепцией развития телерадиовещания оператор обязан обеспечить распространение обязательных каналов, которых будет около шести. Конкретика пока обсуждается в Минкультуры, но их структура приблизительно понятна. Это будут, например, новостной, спортивный, детский, культурный каналы плюс, может быть, два региональных. После того как оператор обеспечит пакет необходимых программ, он может оказывать услуги по распространению каналов, транслирующих, скажем, художественные фильмы. Вот эти каналы могут быть платными.

B&FM:

Неоднократно высказывались претензии, что лицензии на цифровое вещание распространяются по непонятной схеме. Имеет ли смысл перевести этот процесс на тендерную основу?

ЛР:

Сегодня разработан механизм, при котором Россвязьохранкультура является органом, выдающим две лицензии: техническую - на передающие средства и другую - на содержание контента. Я готов согласиться с рядом экспертов, считающих этот механизм не вполне совершенным. Надеюсь, что руководители Россвязьохранкультуры постараются его улучшить. Мы тоже готовы представить свои предложения. В то же время переходить к прямым аукционам будет не совсем правильно, поскольку помимо коммерческих у телерадиовещания существуют еще и социальные задачи. Необходимо, чтобы лицензии выдавались по итогам конкурсов, а условия этих конкурсов были бы абсолютно понятны и прозрачны. Например, если выдается региональная лицензия, то важно, чтобы жители удаленных населенных пунктов получили возможность смотреть разные каналы телевидения, так как в крупных городах России сегодня с этим проблемы нет. Победители конкурса, получившие лицензию, должны брать на себя обязательства социального плана, конечно, не себе в убыток.

B&FM:

Перейдем к телефонизации населенных пунктов, не имеющих фиксированной связи. Что делается в этом направлении?

ЛР:

В конце 1990-х перед нами стояли задачи создать условия для развития в России технологий и обеспечить граждан современными инфокоммуникационными услугами. Эти задачи решались достаточно успешно. Если вы возьмете крупные российские города, то увидите, что самые современные услуги, существующие в мире, доступны их жителям.

Сегодня в России из-за высокой конкуренции цены на мобильную связь существенно ниже, чем в Европе.

Однако в течение всего этого времени мы гораздо меньше внимания уделяли проблеме телефонизации удаленных населенных пунктов. Надо сказать, что эта проблема не только российская. Она существует во всех странах мира и в 2000 году на саммите G8 на острове Окинава была сформулирована как "цифровой разрыв", цифровое неравенство. Для нас цифровое неравенство - это разная доступность услуг, например, в Москве и Московской области.

B&FM:

Для сокращения этого разрыва будут привлекаться частные инвестиции?

ЛР:

Проект по обеспечению школ доступом к интернету финансировался из госбюджета, а проект установки таксофонов в селах реализуют частные компании. Существует механизм универсального обслуживания, который применяют практически во всех странах мира. В России этот механизм был законодательно закреплен в 2004 году. Он позволяет создать привлекательные условия для частных операторов связи, оказывающих услуги населению в экономически сложных районах.

B&FM:

Какие-то компании уже выразили желание участвовать?

ЛР:

Да, конечно. У нас довольно много компаний, участвующих в этом проекте. Есть и традиционные, я имею в виду компании холдинга "Связьинвест", и много новых малых и средних компаний, которые сегодня активно занимаются этим бизнесом и видят интересные для себя перспективы. Мы стараемся их поддерживать.

B&FM:

Сегодня в России работают три лидирующих сотовых оператора: МТС, "Вымпелком" и "Мегафон". Есть ли на рынке мобильной связи место для других?

ЛР:

Не думаю, что с точки зрения возможности создания четвертого оператора есть много места. Это вопрос не технологический, а рыночный. На российском рынке мобильной связи конкуренция очень высока, а доходы на одного клиента в месяц - существенно ниже, чем в Европе. Необходимы колоссальные инвестиции и длительный период времени, чтобы появился четвертый оператор. Хотя, я считаю, групповые или межрегиональные операторы могут существовать и развиваться. Например, Tele2 или компании, предлагающие услуги на основе технологий Wi-Fi и WiMax.

B&FM:

Каковы прогнозы появления 3G? По итогам конкурсов некоторые операторы выражали бурное неудовольствие.

ЛР:

В этом году состоялся конкурс на выдачу лицензий по предоставлению услуг связи третьего поколения. В том, что по его итогам были недовольные, нет ничего удивительного.

Любой конкурс - ограничение прав и возможностей всех, кто в нем не победил. Никакой сенсации не случилось. Победили три больших оператора, потому что именно они, обладая большой инфраструктурой, смогут наиболее быстро и эффективно развернуть новые сети и начать предоставлять услуги сотовой связи третьего поколения.

Надо сказать, что в какой-то степени мы искусственно сдерживали развитие этих услуг, поскольку считали, что на определенном этапе это могло повредить развитию инфраструктуры связи в регионах.

Компании начали бы вкладывать больше денег в крупные рынки, например, в Москву, в Петербург, строить здесь сети третьего поколения и не стали бы инвестировать в региональное развитие. С нашей точки зрения, в контексте решения проблемы цифрового неравенства, важнее сначала было обеспечить развитие услуг связи в регионах.



Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»