25.12.2007

Ведущие пивовары мира осваивают белорусский рынок. Heineken намерен приобрести "Сябар"

О покупке пивзавода "Сябар", расположенном в городе Бобруйске Могилевской области, ведет переговоры голландская Heineken. Высокопоставленный менеджер завода рассказал, что сотрудники Heineken уже активно работают в Минске - готовятся к приобретению. По его словам, руководителем Heineken в Белоруссии может быть назначен бывший управляющий директор ПИТ Хенк ван Гельдерен, - сообщает "Коммерсант".

Транснациональные компании начали искать другие возможности выйти на белорусский рынок после отказа белорусских властей приватизировать крупнейший пивзавод в республике "Криницу". Коммерческий директор ООО "Трансмарк" (российская дочка SABMiller) Игорь Тихонов говорит, что белорусский пивной рынок слабо консолидирован и обладает высоким потенциалом роста. По экспертным оценкам, потребление пива в Белоруссии сейчас всего 39,9 л на человека в год, а в России - 69 л. Не останавливают иностранцев даже политические риски: в 2000 году принадлежащая BBH "Балтика" собиралась купить 50% плюс одна акция крупнейшего пивзавода в республике "Криница" за 50 миллионов долларов, но власти раздумали продавать предприятие (судьба завода до сих пор не решена). В конце 2007 года BBH приобрел за 18,5 миллионов долларов местный пивзавод "Оливария" (10% рынка). Компанией "Сябар" уже интересовались BBH и InBev, - отмечают участники рынка.

Входящая в "Альфа-групп" компания А1 является одним из совладельцев пивзавода "Сябар", также как и экс-владелец "Пивоварен Ивана Таранова" - Detroit Investment. Управляющий директор А1 Александр Савин, совладелец Detroit Investment (DI) Евгений Кашпер и сам господин ван Гельдерен отказались от комментариев. Председатель наблюдательного совета компании "Сябар" Сергей Левин сообщил, что, "если стороны договорятся, обязательно выпустят пресс-релиз". Источник в головном офисе Heineken сообщает, что о сделке должно быть объявлено уже до конца года. Due Diligence компании "Сябар" Heineken начал еще в сентябре, юридическую поддержку покупателю оказывает фирма Dewey & Leboeuf, продавцу - Allen & Overy. Но младший пресс-секретарь Heineken Виви Холертт заявила, что компания "не комментирует слухи".

Завод "Сябар", по информации источника в самой компании, оценен в 60 миллионов долларов - по 100 долларов за гектолитр. Это где-то посередине между ценой, которую Heineken заплатил DI за покупку ПИТа (160 долларов за гектолитр) и сумой, отданной SUN InBev за "Тинькофф" (83,75 долларов за гектолитр). Аналогичные активы в Восточной Европе обходятся покупателям в 60-70 евро за гектолитр, - отмечает Игорь Тихонов. "Строительство подобного завода с нуля в Белоруссии обошлось бы дешевле - в районе 60 долларов за гектолитр, но учитывая политические риски при создании бизнеса с нуля в этой стране такая премия кажется оправданной",- считает аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко.

СЗАО "Пивоваренная компания 'Сябар'" создано в 2004 году для реализации инвестпроекта на белорусском пивзаводе "Дедново". 50% плюс одна акция СЗАО принадлежит Detroit-Belarus Brewing Company (создана DI, A1 и IFC, их доли не раскрываются), остальное - местному ОАО "Дедново". План производства на 2007 год - 600 тысяч гектолитров, на 2008 год - 900 тысяч гектолитров. Основной бренд "Бобров", по данным ACNielsen, занимает 15% белорусского пивного рынка, - пишет "Коммерсант".