26.12.2007

Закат "рыжего солнца"? Что будет с брендом РАО ЕЭС после реформы электороэнергетики пока неизвестно

 1 июля будущего года планируется завершить реформу электоэнергетики, после чего РАО ЕЭС будет ликвидировано, а ее правоприемницей станет Федеральная сетевая компания (ФСК). Одновременно с ликвидацией компании руководство РАО "ЕЭС России" намерено уничтожить и ее бренд - рыжее солнце. "Мы приняли однозначное решение, что бренд РАО ЕЭС исчезнет вместе с компанией в день завершения реорганизации,- говорит начальник департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС Марита Нагога.- Вопрос передачи бренда обсуждался, но мы считаем, что каждая компания, созданная на базе активов РАО, сформировала свой бренд в зависимости от вида деятельности и функций", - сообщает «Коммерсант». Марина Нагога утверждает, что, присоединив к себе РАО ЕЭС, ФСК переименована не будет.

Международная консалтинговая компания Interbrand Zintzmeyer & Lux совместно с российским изданием журнала BusinessWeek ежегодно выпускает рейтинг "Самые ценные бренды России", в котором в 2005 и 2006 годах бренд РАО "ЕЭС России" занимал 22-е и 28-е места соответственно. В этом году бренд не вошел в рейтинг, как пояснили в российском представительстве Interbrand, из-за более жестких критериев отбора, исключающих включение в список компаний-монополистов. Как разъчснил "Коммерсанту" консультант Interbrand Сергей Шарюков, бренд РАО ЕЭС раньше оценивался его компанией примерно в 70 миллионов долларов, однако теперь стоимость бренда падает в ходе реформы электроэнергетики, так как его активность становится меньше. "Тем не менее пока он генерирует прибыль, нельзя сказать, что он ничего не стоит", - говорит изданию Сергей Шарюков. Он считает, что упразднение бренда РАО ЕЭС является политическим решением: "Он входит в десятку самых известных брендов в России, поэтому с точки зрения брендинга его исчезновение неоправданно", - утверждает эксперт. "Бренд, работающий на монопольном рынке, исключающем право выбора, оценить сложно. Впрочем, если бы ФСК это было интересно, мы могли бы провести такую оценку",- говорит "Коммерсанту" управляющий директор Interbrand Максим Парфенчиков. По словам госпожи Нагоги, бренд РАО ЕЭС просто не сможет перейти к ФСК по распределительному балансу, поскольку оценки у него не существует.

Как утверждает гендиректор юридической компании Ost Legal Владимир Липавский, чтобы передать ФСК бренд РАО ЕЭС, нужно изменить ее устав. Главный акционер - государство (за ним сохранится около 76% акций ФСК) может инициировать внесение поправок в устав, для изменения которого требуется три четверти голосов всех акционеров. Будет ли Минпромэнерго инициировать такие поправки - трудно сказать. По крайней мере, руководитель профильного департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко, который стоит на позиции чиновников, желающих сохранить бренд, твердо сказать об этом не смог. Комментарии правительства по этому поводу получить не удалось, - пишет газета «Ведомости».

"Правопреемственность бренда и переименование компании - разные вопросы. Даже если ФСК получит этот бренд, и он будет числиться на ее балансе как нематериальный актив, компания не обязана его использовать и, скорее всего, не будет",- считает аналитик "Антанта Пиоглобал" Дмитрий Терехов. По его мнению, инвесторов, которые платят деньги на фондовом рынке, не интересует название компании - им важно, что она из себя представляет. Аналитик полагает, что у ФСК будет и свой собственный тикер на бирже (сейчас компания не торгуется).

Но руководитель департамента по электроэнергетике Минпромэнерго Вячеслав Кравченко придерживается другого мнения: "не подумайте, что с закатом рыжего солнышка бренд уйдет. Бренд РАО «ЕЭС России» как таковой должен где-то фигурировать. Мы предполагаем, что он должен отойти к ФСК",- подчеркнул он.

Изменение бренда, по мнению аналитика Банка Москвы Дмитрия Скворцова, не нужно ФСК. "Компания и так более известна на бондовом рынке, чем РАО ЕЭС. Кроме того, все энергетические компании устанавливают спрэды по оценкам облигаций ФСК как бумаг с самым низким уровнем риска среди компаний сектора",- отмечает он. По его мнению, теоретически бренд РАО ЕЭС мог бы быть интересен "Газпрому" для демонстрации статуса крупнейшей энергетической компании на рынке - в самой монополии этот вопрос не комментируют. Однако Дмитрий Терехов сомневается, что кто-то купит бренд РАО ЕЭС исходя из оценки в 70 миллионов долларов, - пишет «Коммерсант».

Консультант ведущего брендингового агентства Interbrand Zintzmeyer & Lux Сергей Шарюков оценивает бренд РАО ЕЭС в 2 миллиарда рублей и считает, что передача бренда могла бы увеличить стоимость ФСК. Но президент брендинговой компании Depot WPF Brand & Identity Алексей Андреев считает, что этот бренд уже ничего не стоит. Все активы холдинга распределены между его «дочками» и после исчезновения РАО ЕЭС его бренд оставлять бессмысленно, полагает Андреев. По словам Мариты Нагоги, каждая из «дочек» холдинга (в том числе ФСК) уже успела создать свой бренд в зависимости от вида деятельности. И фирменное солнышко в разных цветовых исполнениях есть у большинства «дочек» холдинга.Сохранение бренда РАО или его части важно только психологически, считает аналитик «Уралсиба» Матвей Тайц. После того как акции РАО ЕЭС исчезнут, инвесторы потеряют очень привлекательную бумагу и могут запутаться, в акции каких ОГК, ТГК и проч. им вкладываться теперь, отмечает Тайц. Он полагает, что если имидж РАО в виде бренда достанется ФСК, инвесторам будет легче определиться с выбором, - пишут «Ведомости».